Неисправный кондиционер (сплит-систему), в отличие от любой другой бытовой техники, нельзя просто взять и отвезти в ремонтную мастерскую. Если неисправность нельзя устранить на месте, представители монтажной организации должны демонтировать кондиционер и отвезти его в сервисный центр, а после окончания ремонта привезти и установить его на прежнее место. В течение гарантийного срока все это делается бесплатно. Если кондиционер установлен не фирмой-однодневкой или “дикой” бригадой, то проблем с выездом специалистов и демонтажем / монтажом оборудования обычно не возникает. А вот ремонт в сервисном центре необходимо рассмотреть подробнее.
В настоящее время на кондиционерном рынке получили распространение два варианта организации гарантийного и послегарантийного ремонта, тесно связанных с системой дистрибуции:
- В первом случае производитель заключает договора с одним – двумя дистрибьюторами, через которых производятся все официальные поставки в Россию. Дистрибьютор, в свою очередь, заключает договора с дилерами, которые продают и устанавливают кондиционеры потребителям. Для покупателя основное преимущество этой системы заключается в том, что все гарантийные обязательства несет дилер. Дистрибьютор же обеспечивает дилера технической документацией и запасными частями для ремонта вышедшего из строй оборудования (в случае отсутствия необходимой детали на складе дистрибьютор может просто заменить неисправный блок на новый). Другое преимущество заключается в обязательной проверке дистрибьютором подготовленности будущего дилера, его способности выполнять качественный монтаж и ремонт оборудования. Если монтажная организация соответствует предъявляемым требованиям, она получает статус официального дилера, который подтверждается соответствующим сертификатом. По такой системе поставляется и обслуживается большинство кондиционеров верхней ценовой категории. Например, дистрибьютором Daikin и Kentatsu является компания “Daichi”, дистрибьютором Fujitsu General – компания “Unated Elements”, дистрибьютором Mitsubishi Heavy – компания “Биоконд”.
- Второй вариант организации цепочки производитель – дистрибьютор – дилер – покупатель отличается большим количеством дистрибьюторов и отсутствием каких-либо требований к дилерам. Дистрибьютором может стать любая организация, готовая купить и растаможить партию оборудования, а дилером – любое юридическое лицо, объявившее себя монтажной организацией. Ремонтом неисправного оборудования занимаются не дилеры, а ограниченное количество авторизованных сервисных центров, поддерживаемых производителем. При поломке кондиционера дилер должен только демонтировать его и отвезти в сервисный центр, после чего, в соответствии с Законом “О защите прав потребителей”, ответственность за устранение неисправности будет нести производитель, то есть его сервисный центр. Практика показывает, что в этом случае сроки ремонта измеряется неделями, а иногда и месяцами, поскольку большинство запасных частей привозится под заказ с центрального склада, расположенного в Европе или Азии. Такая схема позволяет производителю, во-первых, получить широкий охват рынка, увеличив объемы продаж, а во-вторых, отказаться от поддержки локального склада запасных частей, уменьшив накладные расходы и снизив цены на кондиционеры. По этой схеме обычно работают производители, выпускающие помимо кондиционеров широкий ассортимент другой бытовой техники, например LG и Samsung. Из дорогих кондиционеров по такой системе обслуживается только Panasonic.
Очевидно, что интересам покупателя больше отвечает первый вариант организации гарантийного и послегарантийного обслуживания:
- Поставки оборудования во все страны осуществляются централизованно, что исключает появление “серых” кондиционеров, ввезенных в Россию незаконным путем. Если даже такой кондиционер и появится, то по серийному номеру можно будет легко определить источник контрафакта с соответствующими последствиями для дистрибьютора.
- Продажа и установка кондиционеров производится только сертифицированными дилерами, имеющими специализированные инструменты, штат профессиональных монтажников и собственную сервисную службу. Единственным исключением является случай, так называемой, “субдилерской” продажи, когда небольшая монтажная организация не имея возможности стать официальным дилером, покупает кондиционеры не у дистрибьютора, а у одного из его дилеров.
- В соответствии с дилерским договором, заключаемым между дилером и дистрибьютором, дилер несет полную ответственность перед покупателем за сроки и качество гарантийного ремонта. Это обстоятельство сильно влияет на выбор брендов, с которыми дилер планирует работать. Низкое качество оборудования или слабая поддержка со стороны дистрибьютора будут приводить к большим затратам на гарантийный ремонт и постоянным конфликтам с покупателями. Поэтому дилер крайне заинтересован в сотрудничестве с дистрибьютором, который не только поставляют надежное оборудование, но и обеспечивает высокий уровень сервисной поддержки.
Хорошей иллюстрацией результатов, которые дает правильно выстроенная система отношений между дистрибьютором, дилером и покупателем, является успех компании Daichi в продвижении бренда Daikin. Своим имиджем Daikin обязан не только высокому качеству оборудования, но и отлаженной системе поддержки дилеров. Например, чтобы получить детали для ремонта вышедшего из строя оборудования, дилеру достаточно направить в Daichi по факсу или e-mail рекламацию с указанием серийного номера и описанием неисправности кондиционера. Максимальный срок для предоставления запасных частей – 2 дня с момента подачи рекламации (обычно все детали предоставляются в день обращения). При этом возврат неисправных деталей дилер может производить в течение 60 дней. Решение об оплате (при не гарантийном случае) принимается после возврата неисправной детали и ее экспертизы в Daichi. Подобный уровень сервиса позволяет дилерам устранять любые (гарантийные и негарантийные) неисправности кондиционеров Daikin, которые, заметим, бывают достаточно редко, в течение 1 – 2 дней. При этом Daichi обеспечивает поддержку запасными частями и технической документацией все кондиционеры Daikin, установленные в России, в том числе ввезенные до 1997 года, когда была образована компания Daichi. Разумеется, поддержка дилеров Daichi не ограничивается наличием запасных частей на складе, это комплексная система, включающая обучение сотрудников дилера, горячую линию для технических консультаций и оперативного решения любых других вопросов, выезд технических экспертов для пуско-наладки и ремонта сложного оборудования и многое другое.
Система поддержки дилера делает работу его сотрудников максимально комфортной, позволяя им не увязнуть в решении постоянно возникающих мелких проблем, а сосредоточиться на работе с покупателями. В результате покупатель получает не только надежный кондиционер известной торговой марки, но и соответствующий сервис, сопровождающий его на всех этапах – от подбора кондиционера до послегарантийного ремонта и обслуживания.
|