Как будут выглядеть квартиры, дома и города мира через пятьдесят, сто лет? Стремясь получить ответ на этот вопрос, ведущие мировые дизайнерские и архитектурные издания организуют конкурсы, для участия в которых приглашаются дизайнеры, художники, архитекторы. При всем многообразии и оригинальности представляемых проектов-конкурсантов каждый несет в себе ту или иную доминантную идею, наиболее близкую авторам. Эти идеи могут показаться экстравагантными или даже фантастичными, но, бесспорно, интересными и заслуживающими внимания. Более того, ознакомившись с ними, вы убедитесь, что некоторые приметы будущего вы уже где-то встречали…
“Умный” стиль предполагает совершенную компьютерную технику, встроенную в виде микрочипов в стены и обстановку. Электроника полностью контролирует домашнее хозяйство: готовит еду, следит за ребенком, обогревает дом, заполняет ванну водой. Жалюзи не нужны: светочувствительные стекла сами регулируют количество поступающего в помещения дневного света. Светопроницаемость фасада здания также контролируется специальной техникой. Полная “самоорганизация” дома будет обеспечиваться не только его компьютеризацией, сколько использованием “умных” материалов, способствующих сохранению энергии. Покрытие пола, специальное стекло захватывают солнечную энергию, а также энергию, исходящую от самого человека, аккумулируют ее и отдают тепло внутрь помещения. Соответственно внутреннее обустройство такого дома строится на высоких технологиях и “умных материалах”. В нем все подчинено освобождению человека от повседневных забот и направлению высвободившегося времени и энергии на самореализацию личности.
“Эмоциональный” стиль – это продолжение “умного”, но только действие электроники направлено на продолжение органов чувств. Интерьер предоставляет нам по желанию то, что мы хотели бы видеть, слышать, чувствовать, ощущать. Например, пол под ногами, который дает ощущение, что мы ходим по песку, траве, воде. Тактильные чувства усиливаются с помощью зрительных образов, запахов. Происходит это с помощью специальных средств, создающих на поверхности пола подвижные изображения, имитирующие песок, летний цветущий луг или морскую волну, способных передавать также соответствующие ароматы. Более того, модульная система реагирует на конкретные потребности и самочувствие человека, “подсыпая” под ноги то гальку, то песочек, чередуя их с водой.
Стиль “Для кочевника” родился в условиях глобализации жизни и рождения нового класса мобильных людей. Таким людям, которые постоянно находятся в пути, нужен дом, но дом, который легко перемещается вместе с ними и соответствует их ритму жизни. Мобильный стиль сказывается прежде всего на мебели. Она легко трансформируется и передвигается, так как вся на колесиках. Даже такая, в обычном интерьере громоздкая вещь, как шкаф, при переезде складывается в конструкцию не толще обычной книжки. (кстати, такие шкафы уже сейчас выпускаются одной западной фирмой). Особенность интерьера “для кочевника” – легкая трансформация помещений. Гостиная сливается с кухней. Функции комнат способны быстро меняться за счет передвигаемых стен и звукопоглощающих занавесов, позволяющих организовывать пространство в самых разных вариантах.
Идея стиля “Одноразовый” не могла не родиться в обществе, где есть масса других одноразовых вещей и явлений. Когда время стремительно несется вперед, ни мебель, ни стили долго не живут. Одноразовый – это, конечно, сильно сказано. Скорее речь идет об обстановке, которая привязана к моде, а значит, недолговечна, то есть срок существования ее значительно короче того, к которому мы привыкли. Максимум через год вещь устаревает, и ее выбрасывают. Уже сейчас стиль диктуется законодателями моды жилища: знаменитые кутюрье занимаются не только коллекциями одежды, но и предметами быта: мебелью, текстилем, аксессуарами. Кредо приверженцев “одноразового” дома – “Покажи мне, как ты живешь, и я скажу тебе, кто ты!”. “Одноразовый” интерьер становится средством самовыражения, своего рода подиумом средств и возможностей хозяев, их желанием идти в ногу со временем.
Все это хорошо, скажете вы, но где деньги на удовольствие менять интерьер и мебель посезонно? (С одним-то ремонтом полжизни уходит). В том-то и дело, что кажущаяся недоступность “красивой жизни”, по мысли авторов, отступает. Стильный интерьер перестает быть привилегией богатых. Он наполнен оригинальными штучными вещами из недорогих материалов, способных к регенерации и идущими впоследствии на компост. Ряд западных фирм уже работает над производством доступных по цене мебельных гарнитуров, оборудования и отделочных материалов для дома. Стекло, целлюлоза, жесть или пластмасса не выбрасываются, а утилизируются и используются вновь для строительства домов, производства предметов домашней обстановки, таким образом участвуя в процессе замкнутого цикла.
Рано или поздно человек повернется лицом к природе – уверены поклонники “Экологического” стиля. Для такого жилища характерна естественность во всех отношениях. Только не думайте, что это такая бревенчатая избушка для идеалистов и мечтателей. Напротив, “экологическое” жилье соединяет в себе высокие технологии и природу. В нем применяются невредные для здоровья строительные материалы и новейшая техника. Его жильцы имеют бесперебойно горячую воду, отопление и освещение за счет использования солнечных батарей. А применяемые материалы аккумулируют тепло и снижают энергопотери, могут сами снабжать себя теплом. В отделке “экологического” интерьера приоритет отдается естественным цветам и материалам, не наносящим вреда ни природе, ни человеку.
Еще одно интересное направление – дома, выращенные с помощью генной инженерии. С учетом географии региона выбираются специально выращенные семена, из которых за несколько недель вырастает естественное биостроение. В таком жилище высокие технологии уступят место достижениям “высокой биологии”. Например, вместо потребляющих много энергии электроламп будут использоваться подвергнутые искусственной мутации светящиеся глубоководные организмы. Полная гармония с природой и самые естественные формы использования ее возможностей!
“Дзен-дом” – для людей, ищущих пути обретения внутренней гармонии, пытающихся противостоять суматохе и стрессам. Такие поиски часто приводят к древней мудрости Востока. Тем, кто увлекается восточным учением фэн-шуй, известно, что в интерьере не допускается ни малейшей самодеятельности. Каждый предмет мебели должен стоять в строго определенном месте по отношению к окну и двери. Важна гармония различных жизненных зон внутри дома, связанных с богатством, славой, любовью, семьей, здоровьем, детьми, знаниями, карьерой, друзьями. В результате получается жилое пространство, каждый элемент которого обладает определенным значением: предметы обстановки, цвета, растения. Особенность такого интерьера – цельность и гармония, скупая лаконичность, напоминающие о традиционном японском доме. Разработчики дзен-проектов будущего идут еще дальше, считая, что жилье, наполненное трансцедентальным смыслом, требует избавления от ненужных вещей. В дзен-доме все должно способствовать гармонии микрокосмоса отдельного человека со всемогущими силами Вселенной. В их работах уже пришедший в нашу жизнь минималистский стиль становится совсем уж “минимальным”. Все лишнее – долой, белые стены без украшений и картин, светлые матовые краски, вместо мягкой мебели – бамбуковые маты. Простор, открытость и пустота – лучшие средства от раздражителей, наполняющих жизнь жителей современных городов.
Стиль “Диснейленд” – для желающих жить в нереальном, придуманном мире, где нет бедности, преступности, других пороков современного общества. Еще один способ найти точку опоры в суматохе будней. Это так называемое “инсценированное” жилье, позволяющее остановить мгновенье полюбившейся сказки, поселиться внутри кадра мультфильма или знаменитого блокбастера. Возможно, такое жилье самое экзотичное из всех “будущих”, в нем размыты границы между реальностью и фантазией. Подобные сооружения, правда, коммерческие, уже имеются. Например, в Лас-Вегасе построен Нью-Йорк в миниатюре – с подземкой, статуей Свободы, но без грязи, торговцев наркотиками и бездомных. Такие аттракционы пользуются бешеной популярностью у туристов. Элементы кинодекораций переносятся и в реальную архитектуру и жилое пространство домов, правда, пока это только рекламные шаги мировых корпораций.
“Лоу-тек” – недорогой и простой стиль для людей, обладающих созидательной энергией. Его отличительная особенность – простота эксплуатации и способность трансформироваться. Архитектурно он представляет собой сборные модульные домики, доступные практически всем. Недорогое, но удобное и стильное жилье. Недорого оно за счет стандартного, массового производства серийных модульных конструкций. Удобно, потому что его внешний вид варьируется в соответствии с запросами заказчика, модули позволяют наращивать дополнительные площади. Это стиль “сделай сам”, сокращающий расходы на строительство и ремонт, а потому актуальный и перспективный: проблема недвижимости стоит во всем мире. Экономия – важная, но не единственная причина растущей популярности “лоу-тека”. Он предоставляет возможность получать моральное удовлетворение от своего труда. Возможностям дома расти или уменьшаться наиболее соответствует модульная мебель, а также мебель, конструируемая руками хозяев. Интерьеру такого дома “ничто человеческое не чуждо”.
Вот такое оно, наше жилищное будущее. У кого-то вызовет восхищение, у кого-то отторжение. Если вдуматься, то все названные стили объединяет одна главная идея (хотя и оригинально трактуемая) – стремление сделать человека свободным и счастливым. Это хорошая идея, достойная идея, и потому необязательно ждать будущего сто лет. Понравившиеся элементы в сотрудничестве с профессионалами можно начать перенимать уже сегодня.