Во многих странах в течение сотен (если не тысяч) лет “зеленые кровли” были стандартной конструкцией, главным образом благодаря великолепным теплоизоляционным качествам плодородного слоя и дерна. В холодном климате Исландии и Скандинавии дерновые кровли помогали сохранять тепло в домах, а в жарких странах, например в Танзании, сохраняли прохладу в зданиях. В канадских провинциях Ньюфаундленд и Новая Шотландия до сих пор можно встретить ранние экземпляры “зеленых кровель”, завезенных викингами и позднее – французскими колонистами.
Вплоть до середины XX в. “зеленые кровли” рассматривались только как местная строительная практика. Однако в 1960-е гг. озабоченность, связанная с ухудшающейся экологической обстановкой, а также быстрое сокращение площадей озеленения в крупных городах возродили интерес к “зеленым кровлям”, в первую очередь в Северной Европе. Была проведена широкая гамма новых технических исследований, в т.ч. изучение противокорневых компонентов, мембран, дренажных систем, легких плодородных слоев, а также исследования в отношении приемлемости растений.
Ключевой мотивацией для этой поддержки стали общественные выгоды, связанные со снижением объема ливневой канализации, а также улучшением качества воды и воздуха. В результате, был создан целый сектор строительной индустрии и “зеленые кровли” стали неотъемлемой частью современного городского ландшафта.
По некоторым источникам, США и Канада отстают от Европы, по крайней мере, лет на десять по уровню инвестирования в инфраструктуру “зеленых кровель”, как варианта решения многих проблем качества жизни, с которыми сталкиваются современные мегаполисы. В начале 1990-х гг. несколько крупных европейских “зеленых” кровельных компаний начали внедряться на рынок Северной Америки. Однако системы озеленения кровель было сложно продвигать без активного обучения, без проведения местных исследований технических характеристик этих систем, без наглядных примеров.
В России современные “зеленые кровли”, как и вообще эксплуатируемые кровли, делают первые осторожные шаги в первую очередь в Москве и других крупных городах. Чаще всего это площадки над подземными автостоянками и торговыми комплексами. Пример – торговый комплекс “Охотный ряд” на Манежной площади в Москве, с цветочными клумбами и фонтанами, а также несколько подземных паркингов в элитных жилых комплексах. Тормозящими факторами являются отсутствие технических знаний в этой области, традиций и поддержки муниципальных органов, а также отсутствие показательных примеров, которые смогли бы преодолеть инерцию потребителя. Однако сегодня ситуация начинает меняться.