При любом строительстве современного здания практически невозможно обойтись без применения экскаваторов, первая модель которых, имеющая тогда всего один ковш, была разработана еще в девятнадцатом веке американским инженером Отисом. Через достаточно небольшой временной промежуток были изобретены также экскаваторы многоковшовые, перемещающиеся по специальным рельсам.
Если экскаватор оснащен одним рабочим органом, выполняющим специальные функции, он считается специальным, тогда как экскаваторы, имеющие сменные ковши, называют универсальными.
Экскаватор обычно представляет собой строительную специально разработанную технику на колесном или гусеничном ходу. Помимо этого, существуют варианты машин, выполненных на базе тракторов и имеющих возможность осуществления монтажа сменных экскаваторных ковшей.
Существуют следующие основные и наиболее популярные в процессе строительства разновидности ковшей для экскаватора:
- Стандартный;
- Ковш-рыхлитель;
- Усиленный;
- Планировочный;
- Скальный;
- Погрузочный;
- Профильный;
- Решетчатый.
Приведенный перечень рабочего оборудования, устанавливаемого на экскаваторы, является далеко не полным – в нем представлены только наиболее распространенные разновидности экскаваторных ковшей.
В большинстве случаев для того, чтобы обеспечивать наибольший КПД и максимальную эффективность при осуществлении строительных работ определенного вида используется ковш для экскаватора, специально разработанный для выполнения конкретных поставленных в данном случае задач.