Рынок строительный материалов, не смотря ни на что, продолжает лихорадить, иногда забрасывая цены по отдельным позициям вверх, но в основном, прижимая их к нижнему порогу рентабельности. При этом, абсолютно разный ценовой исход возможен для схожих групп строительных материалов, когда, например, снижение цены на кирпич отечественного производства сочетается со значительным подорожанием на утеплители.
Естественно, что спрос и предложение в строительной отрасли и всеми теми подотрослями, которые связаны с ней, не делают основной погоды: колебания курса, которые меняют импортные цены очень часто вопреки логике рынка или различные изменения в юридических требованиях могут вызвать спонтанные изменения, которые проявляются крайне быстро, в отличие от ползучих и диктуемых самим рынком. При этом спрос на строительный ассортимент также изменился весьма дифференцировано: к примеру, черепица стала пользоваться большей популярностью, чем даже в докризисный период, а вот бетон сдал позиции даже больше, чем этого от него ожидали. Но и здесь объяснение для специалистов не вызывает вопросов: уменьшение масштабного строительства привело к перемене в спросе на строительство собственных домов, дач, коттеджей.
Ведь кризис кризисом, но у очень большого количества людей, по разным причинам не связавшихся с кредитами, а пытавшихся необходимые суммы денег накопить, их старые валютные запасы на руках заметно выросли в цене сегодня и позволяют эффективно начать строительный процесс. Кстати, где изменения прошли в одном направлении, и это направление – глобальное удешевление – так это строительные работы и услуги, связанные с данной нишей. Привязки к импорту в услугах вообще практически не наблюдается, что делает невозможным внутреннее удорожание затратной части, а уменьшение количества строящихся объектов при той же численности желающих работать толкает оставшихся в деле иногда даже демпинговать ради продолжения сотрудничества с потенциальным заказчиком.
Так что при правильном подходе можно увеличить смету, взяв более качественный кирпич или заказать ту черепицу, которая до этого казалось непомерно дорогой, срезав одновременно смету в графе выполнения работ. Зато в продажной сфере явно прослеживается укрупнение продающих игроков рынка: эффект масштаба начинает играть ведущую роль, так как именно в нем кроется возможность манипулировать ценами, которые стали играть значение более весомое, чем качество. И если раньше покупатель часто ориентировался на доступность в наименьшей удаленности от себя склада, то теперь даже при совершении покупок небольших, люди стараются заложить максимальную экономию в каждую единицу приобретаемого ими строительного товара. Ну и все то, что можно наблюдать в строительстве сегодня, подсказывает четко: тенденции проступают настолько явно, что говорить о возможности переменах в них представляется отрывом от реальности. И в ближайшие годы меняться ничего не должно, лишь отвлекаясь локально на крупные проекты государственного значения.