С 15 февраля 2010 года в России изменилась форма подтверждения качества пищевой продукции единым требованиям. Теперь это не обязательная сертификация, а декларирование соответствия пищевой продукции. Главным лозунгом изменений была поддержка малого и среднего бизнеса, что само по себе не может не радовать. Однако производителей “забыли” проинформировать должным образом, что привело к непониманию многими “пищевиками” принятых мер. Производители ошибочно решили, что более не требуется доказательная база, так как полностью упразднена сертификация пищевой продукции.
На самом деле впечатление свободы очень обманчиво. Никто не сокращал административные барьеры. Изменения заключаются в том, что для регистрации ДС декларанту необходимо вместе с заявлением предоставить в органы сертификации тот же пакет документов, что и для подтверждения безопасности продукции, кроме протокола испытаний.
В настоящий момент производитель может оформить протокол испытаний в собственной лаборатории (ПТЛ). Однако таковой не имеется у 99% производителей из категории малого и среднего бизнеса. Да и нет смысла обязывать все небольшие предприятия приобретать в собственность ПТЛ, ведь она может по площади превышать само производство, а ввиду дороговизны оборудования они все равно не смогут делать необходимые анализы, например, проверку на наличие радионуклеидов, микотоксинов, пестидов и так далее. То есть им все равно придется обращаться в стороннюю испытательную лабораторию.
Какова же была идея нововведений? Очевидно, это столь привычная для нас ориентировка на Запад, где действительно нет ОС. Однако не все так хорошо для нашей страны. Ведь Россия даже не разработала собственные технические регламенты, а предпочла закупить их у Казахстана.
Можно подвести некоторые итоги. В России больше не нужен сертификат на пищевую продукцию. Ситуация пока совсем неоднозначна, но уже очевидно, что пострадать может прежде всего покупатель. Также ничего хорошего нововведения не принесли крупным предприятиям, у которых действует система стандартизации. Вряд ли останется в выигрыше и государство, так как для производителя снижена планка ответственности за результаты деятельности.
Оптимизм вселяет только опыт работы Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края, где налажена система добровольной сертификации и сформирован положительный имидж такого способа ответственности за свою продукцию в обществе. Например, в Москве есть центр “Сертификация Сервис”, который очень успешно работает в этом направлении. Если другие регионы России смогут перенять этот опыт, можно надеяться на какие-то улучшения. В противном случае, с учетом реалий нашего практически стихийного рынка, последствия могут быть самыми непредсказуемыми.