Этот предмет мебели по древности происхождения может поспорить разве что с ларем. Едва ли не самым первым стул появился в жилище человека. Во время раскопок захоронений времен Древнеегипетского царства находили обломки предметов мебели, напоминающей современный стул.
Греки, а за ними и римляне, создали деревянные стулья конструктивно очень похожие на современные: у них были длинные ножки, переходящие в спинку. А в кварталах римских ремесленников мебель, в том числе и стулья, была плетеной, именно оттуда происходит популярная теперь плетеная мебель. С развитием в Европе столярного ремесла, стулья получили спинки сложной формы с отделкой деревянными деталями, но в целом стул, хоть и стал красивее, был еще жестким и достаточно неудобным.
Ренессанс в Италии дал толчок развитию не только живописи и скульптуры, но и ремесел: мебельному, ткацкому и кожевенному. Стулья обтягивали тканью и тисненой кожей, отделывали сложной резьбой по дереву и инкрустациями, разрисовывали красками. Появляются новые модификации стульев, например, складной стул со скрещивающимися ножками. Сиденье делалось из ткани с мягкими прокладками, а резные ножки покрывались лаком.
Но настоящий праздник для стула настал в период барокко во Франции. Теперь этот предмет отделывали резьбой, бархатом, обтягивали шелком, украшали бахромой, фестонами и кистями.
А с появлением будуаров, стул, украшенный пышной “одеждой” и бантами из ткани, стал, и поныне остается, непременным его атрибутом.
Франция же явилась родиной и первых наборов мебели – так называемых гарнитуров. Их деревянные поверхности покрывали белым лаком: на светлом фоне обивка сочного цвета, для которой использовался гобелен или расшитый шелк, особенно выигрывала.
В этот же период произошло со стулом еще одно важное событие – он “отошел” от стены, расположившись у столиков, бюро и консолей. И, если раньше место стула было строго определено: за обеденным столом или у стены, то теперь стул и его производные: кресла, пуфы и оттоманки заняли центральное место в интерьере.
Возврат моды на классические формы, прекратил буйство декора, свойственные барокко и рококо. Исчезла или почти исчезла позолота, резных мотивов стало меньше, рисунок стал строже и симметричнее. Но гарнитуры по-прежнему продолжали делать и в наше время столовую украшают мебельные группы, состоящие из столов и стульев в стиле всегда современной и элегантной классики. Четкие пропорции, сдержанный декор, дорогая древесина и пастельных тонов обивка – все это признаки благородства и высокого качества.
А в начале прошлого века стал популярен модерн с его аристократизмом и одновременно любовью к декору. Прямые линии уступают изгибам, актуальными становятся детали, навеянные формой раковины: спирали, завитки. Стулья приобретают овальные спинки, изящно изогнутые тонкие ножки и подлокотники. Но по-прежнему мебель делается из натуральной древесины благородных пород и оббивается атласом в полоску, матовым шелком или шерстью с неброским растительным рисунком.
В наши дни вновь возрос интерес к модерну начала XX века. Его силуэты проверены временем и легко вписываются в любую сегодняшнюю квартиру. Такая мебель выглядит стильно, дорого и передается по наследству.
Конструктивизм первой трети прошлого века дополнил разнообразие стульев металлическим каркасом, а создание технологии изготовления мебели из гнутых деревянных брусков и фанеры стало своего рода революцией в “стулопроизводстве”. Появились венские стулья с замысловатым изгибом спинок, легкие фанерные стулья на стальных хромированных ножках и, наконец, стулья из цветного пластика. Разнообразные модели и расцветки мебели из уличных кафе переселились в дома.
Молодые дизайнеры того времени, приверженцы индустриальной эстетики, создавали стулья в виде веселой стилизации под тракторные и велосипедные сиденья, стулья из гнутых и перфорированных листов металла, всевозможные варианты сидений из плетеных полосок кожи, ткани и пластика. Некоторые из этих экспериментов вошли в качестве непревзойденных образцов в “сокровищницу исторических стульев”, как, например, аристократическое творение Чарльза Макинтоша – стул с высокой прямой спинкой, украшенной тонкой “плетенкой” из металла.
Минимализм отметился простыми формами и почти полным отсутствием декора в облике стула, а увлечение восточной философией привнесло в наши дома черную лакированную мебель. Такие столовые группы выглядят законченно и графично на фоне белых стен, но не терпят на поверхности стола никаких “инородных” предметов.
Казалось бы, ну что нового можно придумать, меняя облик стула? Но современные дизайнеры, опираясь на классические образцы и опыт предыдущих поколений, создают модели, в облике которых нечто неуловимо знакомое сочетается с новизной и оригинальностью исполнения.
Даже плетеный из кожаных полосок стул, как будто давно уже ставший классикой, приобретает новые черты в современных моделях.
А круглый стул с вращающимся сиденьем на толстой ножке, тоже известный уже давно, теперь становится элегантнее, благодаря крокодиловой коже и тонкому бронзовому обручу.
Изобретение века XX – стул для бара. Он отличается высокими ножками, на которых имеется специальная поперечная планка для ног. Вначале барные стулья были круглыми без спинок, но со временем стали так же разнообразны, как и стулья для гостиных, столовых и кухонь. Теперь деревянный барный стул с плетеным из тростника сиденьем и подлокотниками отличается от обычного только высотой своих ножек и традиционной перекладиной на них.
Стулья сейчас настолько разнообразны, что в зависимости от стиля вашей комнаты можно подобрать их так, чтобы они стали незаметным функциональным дополнением к интерьеру, точно вписавшись в общую стилистику мебели, или были бы самостоятельным декоративным элементом интерьера, например, ярким и оригинальным пятном на фоне остальной мебели. Выбор за вами.