На Руси слово “стол” имело несколько значений: помимо самого предмета мебели, это было еще и угощение лежащее на нем. А поскольку накормить гостей считалось прямой и непреложной обязанностью хозяев, то на столе всегда лежал ржаной хлеб – “столовик” – для угощения странников. В ранних славянских летописях выражение “сидеть на столе” означало княжить в данной области, отсюда пошли слова “престол” и “столица”.
Стол присутствовал и в самой бедной избе, даже там, где кровати были роскошью, а спали на лавках или печи, но стол в центре горницы стоял обязательно. И за всю длинную историю своего существования стол “размножился” на большое количество разных по назначению и конструкции вариантов: обеденные, письменные, подзеркальные, игорные, туалетные, чайные, рабочие (портняжные, разделочные и т. д.). Теперь столы стали еще журнальными и компьютерными, коктейльными и сервировочными. Трудно перечислить все возможные варианты столов и столиков.
Конструктивно стол делится на столешницу и ножки. Их может быть произвольное количество: от одной до множества, как, например, в дизайнерских моделях, у которых стеклянная столешница стоит на множестве цветных ножек-спагетти из пластика.
Деревянные столы имеют еще и подстолье – раму, на которую ножки крепятся, иногда с выдвижными ящиками. В старину столы обычно делались из дерева. Только римляне для столешниц использовали мрамор, а ножки делали из бронзы или в виде скульптур, тоже мраморных. В нашей стране для производства корпусной мебели и столов традиционно используют хвойные породы (сосна, ель), лиственные (дуб, ясень, береза, бук) и фруктовые (вишня, груша, яблоня). Древесину специальным образом обрабатывают для придания ей прочности и тонируют, а затем покрывают защитными материалами: маслом, воском, текстурными красками или лаком. Текстурные краски образуют тонкую пленку на поверхности, сквозь которую видна структура дерева, при этом с помощью такой краски можно имитировать цвет практически любой древесины.
Мода на древесные породы переменчива, так в начале XIX века были популярны светлые тона дерева, например, карельская береза. А сейчас – на первом месте по популярности стоит венге, за ним палисандр и эбеновое дерево. Причем даже фонеровка шпоном этих пород – довольно дорогое удовольствие, поэтому “под экзотику” тонируют недорогое дерево. Например, венге “делают” из дуба, потому что они схожи по текстуре.
Таким образом, современные технологии обработки и покраски дают возможность из “столишки соснового”, как в старину пренебрежительно называли мебель из этой дешевой древесины, сделать роскошный стол редкой породы.
В классических интерьерах или в актуальном сейчас стиле модерн качество и текстура древесины мебели очень важны. Столы и небольшие столики, выполненные в соответствии с требованиями стиля, должны иметь тонкие изящные ножки, а дерево – благородный цвет и рисунок.
Но облагородить текстуру даже самого простого дерева можно не только с помощью краски, а, например, дополнив древесину стеклянными или металлическими поверхностями, и тогда стол будет выглядеть намного интереснее.
Невысокие столики из темного дерева разных форм пришли в наши дома с Востока, где люди сидят преимущественно на полу на циновках и не нуждаются в высокой мебели. Такие модели, сначала бывшие экзотикой, прижились в наших домах с ростом популярности минимализма. С простой по форме светлой мягкой мебелью они образуют очень гармоничные сочетания.
Для минималистских интерьеров или хай-тека подойдет и стол-этажерка строгой конструкции с металлическим корпусом. Его стеклянная полка может переставляться на разную высоту.
Любителям этих же стилей понравятся столики с зекральной поверхностью и черным металлическим каркасом. Их важным преимуществом является компактность: вдвигаясь один под другой, в “собранном” виде они занимают совсем немного места.
Такие же “вставляющиеся” столики, но имеющие обтянутую кожей столешницу придутся по вкусу почитателям антиквариата и исторических стилей. Медные шляпки гвоздей, резная рама столешницы и кованые, как будто на старинной наковальне ножки – все это навевает воспоминания об охотничьих замках или старинных поместьях, тем более если, в центре столешницы расположен тисненый на коже герб владельца.
Дворцовые интерьеры напоминает и зеркальная консоль на высоких ножках. Так назывались узкие столики, приставляемые к стене. Использовались они в будуарах и кабинетах, могли иметь выдвижные ящички и полки для хранения, мелких предметов, например, принадлежностей для писем.
Коктейльные столики появились относительно недавно, их предшественники, столики чайные, были когда-то обычными небольшими деревянными столами, покрытыми вязаной или вышитой скатертью. А теперь небольшие столики для коктейля, наоборот, должны быть достаточно декоративны: они служат украшением комнаты, на них обращают внимание гости. Он может быть выполнен из черненого металла, иметь ажурную форму и отделку из тонких полосок бронзы.
Очень нарядно выглядит набор из трех столиков, тоже принадлежащих к коктейльным, отделанных перламутровой инкрустацией. Остальная обстановка комнаты может быть достаточно простой и даже скромной, но столики все равно придают комнате парадный и необычный вид. А сочетание европейской мягкой мебели и восточных сложных орнаментов создает живописную гармонию.
Любителям “оригинального жанра” можно посоветовать украсить свой дом стеклянным столиком, который вместо ножек имеет разлапистые нарочито крупные колеса. Или столиком, выполненным в виде половинки крупного кокосового ореха с мозаичной столешницей. Эти необычные вещи придадут вашему интерьеру индивидуальность.