К выбору кровати необходимо отнестись с особой ответственностью: от этого “предмета интерьера” зависит ваше самочувствие и настроение, здоровье и, наконец, семейное счастье. Удобный сон – не единственное назначение кровати. Так, например, более трех столетий назад французские короли принимали посетителей лежа в постели. Моду подхватили зажиточные горожане, и кровать сделалась символом материального и социального статуса владельца. Ее конструкции, украшению и пышности убранства придавалось особое значение. Но у множества подушек и пуховых перин, помимо демонстративных функций, имелись и функции утилитарные, ведь тогда огромные залы дворцов трудно было хорошо протопить, а сквозняки и сырость были настоящие проблемой роскошных каменных апартаментов. Для этой же цели – согревать хозяина – служил и полог над кроватью, который крепился на четырех деревянных шестах и делался из плотной ткани, как правило, с подкладкой. Такой полог получил название балдахина. В наши дни балдахин потерял значение защиты от холода и сквозняков, оставшись оригинальной деталью декора кровати. Как красиво смотрится современная кровать, выполненная в английском стиле из резного темного дерева. Эта модель так и называется “Эсквайр”.
Столбы, на которые крепился когда-то балдахин, сейчас служат украшением. Например, в этой модели они сделаны в виде римских колонн, которые вместо тканого полога завершаются изящными бронзовыми завитками. А в целом все “сооружение”, вместе с резной деревянной спинкой и цветным кашемировым покрывалом, напоминает величавые дворцы римских патрициев.
Не зря такие модели сейчас имеют самую высокую цену: они изготавливаются мастерами-краснодеревщиками в Европе и Америке. Это кровати-шедевры, выполненные из ценных пород дерева, украшенные ручной резьбой, инкрустациями и позолотой. Иногда мастера, для создания таких произведений копируют музейные образцы. И, поставив такую кровать в собственную спальню, ее владелец в полной мере сможет ощутить себя особой королевской крови. Самые любимые стили мастеров-краснодеревщиков – классицизм, барокко и ампир, а в последнее время и популярный ар деко. Для создания своих шедевров мастера используют благородные породы древесины: массив ореха, ясеня, вишни. В отделке применяется слоновая кость и перламутр для инкрустаций, бронза и позолота для ручек и накладных элементов, кожа и шелк для обивки. Резная отделка в таких моделях настолько рельефна и выразительна, что напоминает изящную лепнину.
Но, воспроизводя классические образы и используя традиционные приемы отделки, современные мастера не всегда точно следуют образцам, они творят новые варианты конструкций и создают соответствующие вкусам современников декоративные детали. Такой сплав векового мастерства, старинных технологий и новых тенденций моды способствует созданию оригинальных вариантов, например, как эта модель кровати из черного дерева. В ней сочетается классическая конструкция, тонкая резная отделка и яркий современный текстиль с актуальными марокканскими мотивами. Покрывало, имитирующее шкуру зебры, удачно дополняет композицию.
Военные походы XIX века оставили нам в наследство металлические складные кровати, которые в интерьере трансформировались во всевозможные варианты: от простых и дешевых железных коек до шедевров кованого искусства или навороченных латунных конструкций. Такие кровати к концу века стали очень популярны и частично вытеснили своих деревянных родственников, а их начищенные до блеска металлические шары самодовольно отражали “великолепие” интерьеров: абажуры, кружевные подзоры и фикусы в кадках. Но шло время, менялся быт, а с ним и конструкции кроватей. Шары уступили место тонким и изогнутым металлическим пруткам, а блеск полированной латуни сменился матовостью черного металла. Кровать обрела новый, графично выразительный образ и вписывается теперь в современные интерьеры от минимализма до кантри.
Лаконичную красоту металлической кровати трудно переоценить: есть в ней что-то и от восточной философии самоограничения, и от изящных черно-белых гравюр, тонкие линии которых завораживают.
За всю историю человечества кровать пережила множество трансформаций: в зависимости от климатических условий она была шкафом, как в холодной Швеции, татами на полу восточных жилищ и подвесным гамаком в тропических широтах. Но свою привычную форму – с двумя спинками и лежанкой между ними – кровать приобрела более двух веков назад. И эта форма оказалась наиболее оптимальной, менялось только цветовое оформление и конструкции спинок. Так, в Скандинавии густавианский стиль оставил в наследство мебель, покрытую белым лаком.
В Нормандии черный цвет дерева сочетался с сочными и яркими красками постельных принадлежностей: вышитых подушек и жаккардовых покрывал.
А модерн, вновь вернувший популярность тонам и фактуре натурального дерева, загнул спинки кроватей в обтекаемые гладкие “завитки”.
Позднее, увлечение кожаными обивками не прошло для кроватей бесследно: появились модели, обтянутые мягкой теплой кожей с бронзовыми шляпками гвоздей по бокам спинок.
К концу прошлого века кровати существенно упростились: минимализм и популярность восточных мотивов в интерьере сделали кровать похожей на лежащий на полу матрац. Такие упрощенные варианты кроватей стали очень популярны среди молодежи. Единственное, что отличало их от татами, была несколько большая высота от пола – дань европейским традициям.
Кровать в детской - больше, чем предмет обстановки. Она может быть койкой в трюме морской яхты в спальне для мальчиков, или ажурной белой колыбелью Барби, с прозрачным газом розового полога, если спальня принадлежит девочке. В любом случае это, скорее, элемент сказочного мира, чем просто место для сна.
В наше время новых технологий, кровати не отстают и в оснащении дополнительными деталями, обеспечивающими комфорт. Теперь они имеют выезжающие шкафчики, подвижные, гнущиеся во всех направлениях светильники, а их изголовья и подушки могут принимать различные положения. И это делается для того, чтобы можно было с комфортом провести в кровати целый день, не испытывая неудобств, при этом все необходимые мелочи будут в пределах досягаемости.