Прошло время, когда изделия из хрусталя были больше, чем предметами быта, а “витрины”, заполненные ими – непременным атрибутом любой квартиры. В то время количество и разнообразие хрусталя в доме свидетельствовало о социальном статусе хозяев. Период “развитого социализма” ушел в историю и, оказалось, что хрустальные вещи – это просто очень красивая посуда, любое застолье делающая парадным мероприятием. Светильники и люстры из хрусталя теперь не демонстрируют окружающим связи и достаток владельца, а украшают гостиные сверкающими переливами света.
Само слово “хрусталь” имеет греческие корни. Словом “кристалл” греки называли кварц без посторонних примесей, за идеальную прозрачность, считая его застывшим льдом. Из этих кристаллов делали линзы, с помощью которых разжигали огонь, церковную утварь, печати и парадные чаши. Известен даже случай, когда для Петра I изготовили самовар из огромного куска горного хрусталя – так в России стали называть прозрачный без инородных включений кварц. А первая мануфактура, производящая изделия из хрусталя появилась в нашей стране в XIII веке в городе Гусь Хрустальный.
Идея создания хрусталя из стекла принадлежит англичанам: они впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело необычный “голос”, прозрачность и сверкание граней. Разное процентное содержание окиси свинца придает хрусталю отличительные особенности, но качественным считается хрусталь, имеющий в своем составе окиси не менее 24%, что делает материал абсолютно прозрачным.
Затем технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы. А для создания цветного хрусталя используются различные добавки:, для красного цвета – добавляют кадмий или соединения золота, для розового – кремний, для синего – кобальт. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца.
Когда-то давно маркиза де Помпадур – покровительница искусств – основала во Франции, в Севре, хрустальные королевские мастерские. С тех пор эта известная фирма выпускает высококачественные изделия, но особой гордостью для них является цветной хрусталь необычных оттенков: жемчужно-серый, аметистовый, голубой.
Помимо цвета, хрустальные изделия приобретают благородный вид с помощью дополнительной обработки. Например, при травлении фтористо-водородной кислотой. Сначала изделие покрывают специальной кислотоупорной смолой по кальке, на которую нанесен рисунок, затем “трафарет” аккуратно удаляют, не повреждая его, а вазу или бокал погружают в раствор кислоты, который протравливает незащищенные смолой поверхности, делая их матовыми и слегка шершавыми. Так появляется на стенках хрустальных изделий тончайший ажур “инея”. Похожего эффекта добиваются, нанося рисунок вручную алмазным резцом.
Благодаря специальной технологии кристаллизации в процессе отливки, мастерам удается добиться точного рисунка хрустальный граней, которые затем после шлифовки приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает особые радужные отблески. Этот эффект используется в производстве хрустальных светильников и люстр, подсвеченные изнутри лампами, такие светильники создают искрящиеся световые “брызги”. А матовая бронза или позолоченные части люстр и бра придают им благородство и изящество.
Хрустальная люстра, воссозданная по старинным эскизам, как настоящий аристократ в вашем доме создаст обстановку антикварной роскоши и красоты.
А бра, сделанное мастерами на знаменитом венецианском острове Мурано, который издавна славится высококачественными изделиями из стекла и хрусталя, окружено как будто кусочками сверкающего льда, сквозь которые светится золото “свечей”. Утонченные изделия муранских мастеров заслуженно имеют мировую славу.
Но в современных светильниках хрусталь используется не только в качестве подвесок и плафонов, очень оригинально выглядит лампа на хрустальной опоре-стойке. За счет ее прозрачности, кажется, что лампа парит в воздухе, а капли-подвески и позолота придают ей изящество.
Хрустальные изделия в соответствии с тенденциями моды меняют свой облик, а известные дизайнерские марки сегодня экспериментируют с хрусталем, создавая ни на что не похожие вещи. Так, например, известная французская фирма по производству стекла и хрусталя “Daum”, с которой сотрудничали известные художники (достаточно назвать Сальвадора Дали) выпустила среди новинок этого года мини-скульптуру в виде женской руки из хрусталя. А дизайнеры дома моды Версаче создали набор для вина, получивший название “Медуза”. В нем плавность линий матового рельефного рисунка и гладкость плоских граней гармонично сочетается с основательностью и массивностью входящих в набор предметов.
В последнее время меняется не только облик хрустальных изделий, но и способы их обработки, а сами изделия приобретают новые, актуальные формы. Так с ростом популярности минимализма, декор стал сдержаннее, а формы приобрели “обтекаемость” и мягкие изгибы. Вазы и подсвечники с таким “текучим” пластичным обликом украшают современные лаконичные интерьеры.
И относительно недавнее изобретение, но завоевавшее популярность – хрустальные стразы. Их используют для отделки небольших скульптур и декоративных аксессуаров, рамок для фотографий и шкатулок. Например, набор рамок от фирмы Сваровски, в которых позолота на металлическом ажуре сочетается с хрустальными блестящими стразами.
А стразы, украшающие набор для вина, создают эффект замерзших капелек воды на блестящей поверхности посеребренного металла. Помимо прозрачного, в этом наборе использован и цветной хрусталь модного бледно-розового оттенка.
Традиционный по форме и обработке хрусталь дополняется теперь фигурками и подставкой из бронзы. Сочетание тяжелого металла и прозрачного “невесомого” хрусталя создает необычный художественный эффект.
Из хрусталя делаются и изящные парфюмерные флаконы, и наборы для ванных комнат, но где бы в доме ни использовался хрусталь – всюду он привносит в интерьер настроение праздника.