Колонна – ровесница первого человеческого жилища. В настоящее время декоративная и опорная функции колонны не равнозначны.
Колонна в интерьере все чаще играет роль украшения, подчеркивает стилевую принадлежность интерьера и служит организации пространства. Она может скрыть массивную несущую конструкцию, неудачно расположенные или сильно выступающие коммуникационные сооружения. Например, если требуется спрятать какую-нибудь неуместную трубу, то лучше колонны способа для этого еще не придумано. В декоративно-пространственных решениях обычно применяются парные или сдвоенные колонны. Пар может быть несколько – 2, 3 и даже 4, если позволяет площадь.
Функциональные же задачи колонны в современном частном интерьере таковы:
1. Создание или усиление ритмической организации окружающего пространства.
2. Зрительное изменение пропорций помещения. Этот архитектурный элемент успешнее других справляется с непростыми задачами зрительного расширения или повышения пространства.
3. Зонирование помещения.
Чаще всего колонны встречаются в интерьерах дворцового стиля. Они придают помещению, которое проникается образами нетленной классической красоты, торжественность и величие.
Материалы и фактура
Сегодня цвету и фактуре колонн уделяют особое внимание. Материалы, из которых они изготавливаются, делятся на искусственные и натуральные. К натуральным относятся: дерево, мрамор, гранит, травертин (из него построен древнеримский Колизей), известняк, малахит и др. Чаще всего колонны изготавливают из мрамора и гранита, Последний обладает очень низкой водопроницаемостью и устойчив к истиранию, поэтому колонны из гранита могут прослужить лет триста. Гранит – камень с зернистой фактурой с крупным, средним или мелким зерном. Мраморы, как и граниты, различаются величиной зерна. Более устойчивы к механическим воздействиям мелко- и среднезернистые породы. Они бывают однородными по строению (белые и серые) и неоднородными (все цветные мраморы). За исключением нескольких сортов, мрамор менее устойчив к воздействию внешней среды, чем гранит, – тускнеет, желтеет, даже крошится.
Малахит – ярко-зеленый минерал, по строению напоминающий агат. Получил свое название от греческого “малакси” – мальва, поскольку его глубокий, насыщенный зеленый цвет несколько напоминает цвет листьев этого растения. Жадеит, нефрит, ониксы, яшма, лазурит, родонит относятся к полудрагоценным камням и идут только на облицовку колонн.
Ни с чем не сравнимо благородство колонн из полупрозрачного оникса, плотной красноватой яшмы, зеленого и черного мрамора из Индии. Эти материалы рекомендуются для внутренней отделки зданий, в том числе и колонн, поскольку слишком дороги, чтобы подвергать их воздействию непогоды.
Колонны могут быть изготовлены и из искусственных материалов – прессованного или литого бетона, искусственного камня и композитных материалов.
Основу так называемого искусственного камня составляет керамическая или каменная крошка, к которой кроме связующего, добавляют пигмент, кварцевый песок и т. д.
Полиэфир, укрепленный стекловолокном и мраморной пылью, представляет собой непористый материал, стойкий к атмосферным воздействиям и влаге, и обладающий небольшим весом. Так, колонна высотой 244 см и диаметром 20 см выдерживает статическую нагрузку до 5,5 т. И весит при этом лишь 25 кг! Рынок строительных материалов предлагает также изделия из полиуретана, пластера и стекловолокна. Эти пустотелые колонны можно из декоративных превратить в несущие. Делается это либо путем поэтапной заливки бетоном, либо металлическим армированием.
Поверхность колонны может быть гладкой или каннелированной. Для классической – более характерна гладкая фактура – ровная, слегка шероховатая поверхность гранита или известняка со следами обработки абразивным инструментом. Особенно ценится такая обработка, которая позволяет выявить красоту природного камня, сохраняя его цвет и текстуру.
В деле воспроизведения орнаментов, украшающих капители колонн, искусственные материалы обладают более широкими возможностями, чем натуральные. Техника их изготовления похожа на применяемую в лепнине. Важно, чтобы колонны, как и весь дом, были выполнены в едином стиле и материалах. Это создаст ощущение цельности пространства.
Применение колонн в интерьере
Излюбленные места для колонн в интерьере – арочные проемы, камины, лестничные пролеты. Колонна внутри помещения отделяет проходную часть от гостиной. Фрагменты колонн в том или ином виде применяются как подставки. Весьма активно в современных интерьерах используется полуколонна. Поставленная вместо базы на высокий подиум, она выигрывает с точки зрения пропорционального решения и становится декоративным элементом интерьера. Ирония современного интерьера в том, что он часто допускает смену понятий несущих и несомых архитектурных элементов. Например, когда колонна размещается на барной стойке, то становится просто вертикалью в пространстве, а барная стойка – ее “несущей опорой”.
Дизайнерский разговорник
Колонна – архитектонический элемент, называемый также “тело вращения”. Представляет собой сооружение в виде цилиндрического или многогранного высокого столба, который служит опорой в здании или отдельно стоящим монументом, а также всякая подобная колонне опора из любого материала. Состоит из базы, ствола и капители.
База – основание, на которое устанавливается ствол колонны.
Ствол – тело колонны, которое часто считают собственно колонной. В действительности это лишь часть целого.
Каннелюры (от фр. Cannelure) – вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры. Классицизм часто использовал гладкие стволы колонн.
Капитель – завершение колонны или пилястры.
Волюта – орнамент, скульптурное украшение в виде завитка, спирали на ионической капители.
Пальметта – орнамент, напоминающий стилизованные листья пальмы. Используется в украшении коринфской капители.
Дорический ордер – строгий, лаконичный, мощный, “мужской”. Колонна дорического ордера имела массивный ствол, обходилась вообще без базы и отличалась простой, довольно широкой капителью без декора.
Ионический ордер – изящный, утонченный, “женский”. Колонна стоит на базе, имеет изящные каннелюры и капитель с орнаментом в виде волют.
Коринфский ордер, как и ионический, отличается стройностью и наличием базы. Для него характерен растительный декор капители. Римляне дополнили греческие ордеры еще более пышно декорированным композитным ордером, сочетавшим в себе элементы коринфского и ионического.
Перечисленные ордеры во многом определили формирование последующих стилей мирового искусства.