Само название мансарды как особой части здания, появившейся в XVI веке, связывают с именем ее изобретателя, француза Жиля Мансара. Мансарды были востребованы в условиях тесноты и скученности средневекового города, являя собой достаточно примитивное жилье, заселяемое беднотой.
Положение изменилось в 40-е послевоенные годы — Европа остро нуждалась в большом количестве дополнительного жилья. Когда же для наклонных скатов датчанином Расмуссеном было изобретено специальное «мансардное» окно, архитекторы всерьез занялись мансардами, понемногу превратив их в благоустроенное жилье с наклонными потолками-стенами и верхним светом, с намеком на артистическую студию. Подчеркнуто стилизованная квартира-студия — «пентхауз» стала модной у богачей-интеллектуалов.
Несмотря на отсутствие собственной исторической традиции, в России уже можно отметить немало удачно выполненных мансард.
В Москве и Подмосковье их все шире применяют не только в частных домах и при реконструкции старых 4-, 5-этажных домов (например, «Лыткаринский проект»), но и в современных многоэтажках, муниципальных и коммерческих. Первый заместитель председателя Москомархитектуры, академик Ю. Григорьев так охарактеризовал жилой комплекс на Рубцовской набережной: «Это ансамбль разноэтажных зданий из типовых блок-секций с улучшенной планировкой, с мансардами, сочной колористикой и пластикой фасадов, преобразившими эту зону» (кстати, в первую очередь были полностью раскуплены именно мансардные этажи).
Со своей стороны, упомянем также индивидуальный проект многоэтажки архитекторов Ж. Кочуровой и Д. Быкова, удостоенный «Золотого сечения».
Есть и отрицательные примеры, которые, однако, не должны дискредитировать идею широкого применения мансард. Здесь и типичные ошибки, среди которых следующие:
Для предотвращения подобных и иных просчетов было бы небесполезно учесть богатый опыт, накопленный при устройстве мансард, в т.ч. таких фирм, как ЗЕНИТ, ВЕЛЮКС и др., а также московского предприятия БРААС-ДСК-1, с 1997 г. выпускающего для обычных и мансардных кровель натуральную франкфуртскую черепицу. В технической документации, составленной его учебным центром, даются рекомендации о том, как в мансарде обеспечивается максимально полезная, без ущерба для архитектурной привлекательности, площадь помещений и их достаточная высота (табл. 1).
Таблица 1. Варианты сечения мансард
Вариант надстройки | Общая площадь надстройки, % | Примерная стоимость 1 м2 жилой площади надстройки | |
А: Исходная ситауция — плоская или пологая скатная крыша | 0 | На долю ремонта (реконструкции) плоской крыши приходится 350–450 DM | |
В: Скатная крыша с уклоном 38–45° | 67 | Строймонтаж: 1025 DM дерево. Готовность под ключ: 1600–2500 DM Пенобетон/дерево 2700 DM дерево | |
С: Сводчатая, бочкообразная мансардная крыши | 90 | Готовность под ключ: 1800–2800 DM Пенобетон/дерево | |
D: Приподнятая скатная крыша с дремпелем, уклон 38–45° | 100 | Строймонтаж: 1100–1780 DM дерево 1080 DM Пенобетон/дерево. Готовность под ключ: 2150–3300 DM дерево 2615 DM Пенобетон/дерево | |
Е: Полный этаж с холодной крышей | 100 | Строймонтаж: 965–1180 DM дерево 1420 DM Пенобетон/дерево. Готовность под ключ: 1700–1800 DM дерево | |
F: Крутая скатная крыша в два уровня, приподнятая, уклон 50° | 150 | Строймонтаж: 1050–1310 DM дерево. Готовность под ключ: 2885 DM дерево | |
G: Полный этаж, плюс крыша с уклоном 38–45° | 200 | Строймонтаж: 850–1310 DM дерево. Готовность под ключ: 2300–3100 DM дерево |
Для несущих конструкций мансардных крыш рекомендованы готовые дощатые стропильные конструкции, которые, в отличие от металлических, особенно из тонкостенных профилей, сохраняют устойчивость при пожаре в несколько раз дольше (0,5–1 ч против 10–15 мин), не ржавеют и не требуют для соединений с кровельными и другими вспомогательными элементами дорогих самонарезающихся винтов, обходясь обычными гвоздями.
В общем случае рекомендованы сечения стропильных ног 50×180–200 мм при шаге 0,6–1,1 м в зависимости от их длины и нагрузки. Для обеспечения надлежащего качества работ в целом рекомендуется использование особо точных дощатых ферм.
Для учета специфики мансардных этажей, в том числе с преимущественным использованием деревянных несущих конструкций, следует руководствоваться требованиями пожарной безопасности. Гипсокартонные листы (ГКЛ), готовые под окраску или оклейку «сухой» штукатуркой, обеспечивают признанную во всем мире эффективную огнезащиту сгораемых (древесина) или неогнестойких материалов (металлы).
В зависимости от конкретных условий ГКЛ можно устанавливать в два и более слоев. Из ГКЛ в мансардах также надлежит выполнять не перегружающие более слабое чердачное перекрытие легкие перегородки (внутрисекционные, межсекционные, а также на путях эвакуации, со средним звуко- и огнезащитным слоем из волокнистых плит). Надо отметить, что таким перегородкам (серия 1.231.9–10) при необходимости можно задать любой уровень пожаробезопасности. Например, при каркасе из холодногнутых профилей и двойных обшивках из ГКЛ можно обеспечить предел огнестойкости 1,3 ч, что с избытком отвечает требованиям, предъявляемым к перегородкам на путях эвакуации, и рядовым требованиям в высотных зданиях.
Известно, что не видимые глазу пары бытовой влаги представляют для совмещенных крыш, в которых кровля, утеплитель и несущая конструкция составляют единый «пирог», не меньшую опасность, чем атмосферная влага. Именно по этой причине и дискредитировали себя совмещенные крыши пятиэтажек.
Упругость водяных паров настолько велика, что они легко проникают сквозь плиты перекрытий, образуя в слоеном рубероидном покрытии многочисленные «дутики», разрываемые затем замерзающим конденсатом. Именно потому, что у мансардной «крыши-стены» конструкция всегда совмещенная, велика вероятность ошибок уже на стадии конструирования. Избежать их можно путем обеспечения надлежащего температурно-влажностного режима ограждений, проще говоря, системы эффективного внутреннего проветривания «крыши-стены», утеплитель которой располагается непосредственно под кровлей: между ребрами стропил или над ними. Конденсат пара из помещений, во-первых, резко повышает коэффициент теплопроводности минваты — 5% на 1% добавочной влажности, во-вторых, вызывает массовое развитие плесневых грибков, повреждающих деревянные стропила и внутреннюю отделку и вызывающих микозные отравления важнейших систем человеческого организма.
Согласно регламенту БРААС-ДСК-1 естественной вентиляции подлежат пространства: между черепицей и дублирующей водозащитной пленкой, между нею и слоем теплоизоляции, между черепицей и теплоизоляцией .
Натуральная черепица функционально и эстетически наиболее органичный материал для мансардных крыш. Она красива, несгораема, ветроустойчива.
Более вынослива металлочерепица, но гарантия на нее не превышает 5–10 лет. Кроме того, в ней трудно проделывать многочисленные проходы для надкрышных конструкций, занимающих порой до 20–30% площади кровель.
С черепицей и металлочерепицей удачно сочетаются упомянутые мансардные окна. Например, у ВЕЛЮКС оконная коробка и поворотная рама изготовлены из ламинированной древесины с полированной поверхностью. На заводе эта поверхность обрабатывается фунгицидной (противогнилостной) пропиткой и покрывается лаком. Поворотная рама фиксируется в открытом положении, что полностью обеспечивает безопасность детей. Окна подходят для крыш различного уклона с любым типом кровельного материала. Сама конструкция окон не дает влаге попадать ни на их деревянные части, ни внутрь помещения. В некоторых моделях предусмотрен вентиляционный клапан, позволяющий проветривать помещение и при закрытом окне. Оклад (рама примыкания) обеспечивает надежную влагонепроницаемую установку, хорошо сочленяясь с любым кровельным материалом, включая натуральную черепицу.
Окна подобного типа успешно эксплуатируются по 40–50 лет, и обходятся они на 17% дешевле, чем традиционные выступающие или, наоборот, западающие люкарны в форме «домика» с собственной двускатной крышей.
И, наконец, — и это ответ на критические замечания по поводу вреда, наносимого жильцам последних этажей при надстройке мансард, — рекомендуются разработанные Промстройпроектом трубчатые леса, из которых устраивается навес над зданием и ходовые площадки по его верхнему обрезу.
А. Юдицкий