Камин является наиболее древним элементом жилища. Он стал складываться еще в эпоху неолита как круг из камней, “оправа” для огня, на которой древние люди готовили себе пищу.
И сегодня, “когда космические корабли бороздят просторы Вселенной”, люди всегда стремятся посидеть близ языков пламени – неважно где – у камина, кухонной печи, у “буржуйки” наконец. Несмотря на то что коэффициент полезного действия камина невелик, он не уходит, потому что вечен, как символ уюта. Камин не только согревает кров, но и подчеркивает незыблемость семейного очага.
История укрощения огня
Всерьез за укрощение огня взялись древние римляне. Известный зодчий эпохи Возрождения – Андрео Палладио – так описывал римские камины: “Древние имели обыкновение нагревать свои комнаты следующим образом. Строились на середине камины с колоннами, …, над которыми высилась пирамида, куда уходил дым”. То есть, в Древнем Риме камин представлял собой самостоятельную конструкцию с балками, поддерживающими трубу, но не связанными со стенами дома.
Намного позднее камин переместился к одной из стен, и лишь следующим шагом в его развитии стало слияние топки и дымохода со стеной. Отвечающими новым требованиям архитектуры и функционально более удобными уже в XII веке были признаны камины с прямым дымоходом, примыкающие к стене, частично или полностью встроенные в стену или сооружаемые в углу зала. Именно эта компоновка камина в доме наиболее импонировала и основоположникам готики, и архитекторам эпохи Возрождения, и неоклассикам. В средние века камины отличались большими размерами, так что в них можно было целиком изжарить быка. В эпоху модерна модными стали как центральный камин-очаг, так и пристенные и встроенные камины.
Какой же материал использовался для строительства очагов? В средние века камины складывались из тесаного камня, позже из кирпича. Во времена Ренессанса они впервые стали предметом серьезного интереса художников-оформителей. Порталы камина делались из гранита и мрамора, украшались флорентийской мозаикой. Их композиция включала в себя колонны и пилястры. Увеличились размеры дымосборника и площадь камина вдоль стены, появились резные украшения над каминными досками. В искусстве барокко и рококо надкаминные украшения делались меньшего размера, но отличались исключительным разнообразием и изысканной декоративностью.
В Германии где была популярна изразцовая отделка каминов, эти элементы резного декора не использовались столь широко. Это обуславливалось доступностью и дешевизной глины – самого распространенного материала, применяемого для отделки помещений в то время. Камины в стиле “модерн” можно назвать квинтэссенцией (основой, сущностью) эстетики нового направления в искусстве. Изысканность непрямых линий и характерных растительных мотивов “югенд-штиля” подчеркивало использование в отделке наиболее типичных и общепризнанных материалов — мрамора, керамики, кованного и литого металла.
Каминные аксессуары также стали объектами художественного интереса. С начала XV-го столетия для защиты стены от интенсивного нагревания и в качестве украшения в задней части топки появилась отлитая из чугуна декоративная доска. В XIX веке для художественной отделки топки стал применяться тогда же созданный огнеупорный кирпич. Колосниковая решетка для дров, находящаяся в топке, и решетчатый углесборник до сих пор побуждают кузнецов к разнообразным художественным импровизациям.
В XVIII веке в обиход вошли кочерга для разбивания горящего угля на мелкие кусочки, ведерки и ящики для угля (которые впоследствии сменили резные деревянные ящики и решетки для топлива). В XIX веке с целью защиты деревянного пола комнаты от попадания на него горящих углей стали устанавливать каминные экраны, представлявшие собой произведения декоративно-прикладного искусства, или специальные сетки, через которые виден огонь.
В России камины появились сравнительно недавно. Суровый российский климат накладывал отпечаток на отношение наших предков к камину. Поначалу к нему относились как к причудам богатых. Первые камины появились у зажиточных бояр в эпоху Петра I. Тогда же камины стали применять в дворцовом интерьере. Камин стал одной из привилегий, дарованной Петром русскому дворянству, и был определением уровня значимости своего хозяина.
Огоньку не найдется?
Как нам часто недостает мирно потрескивающих поленьев и умиротворяющего света настоящего каминного огня. Он как магнит притягивает к себе, не только даря тепло и комфорт, но и доставляя истинное эстетическое удовольствие. В любом дровяном камине есть три основных составляющих: портал, топка и дымоход. Портал (или облицовка) представляет собой декоративную часть, которая окружает, обрамляет топку. В основном, разглядывая всевозможные каталоги и буклеты в специализированных салонах, первое впечатление мы получаем от портала.
Топка – это ниша, в которой разводят огонь, а дым от огня уходит через дымоход на улицу. К топке при выборе камина нужно относиться повнимательнее. Различают открытые и закрытые топки, пальму первенства держат последние.
Современная топка представляет собой металлический (стальной или чугунный) ящик с одной или несколькими стеклянными стенками. В одну из них врезается дверца (она может открываться вбок и вверх), также имеется отверстие для выхода дыма и регулятор подачи воздуха (контролирующий скорость и силу горения). По сути получается сложное инженерное сооружение. Стеклянные стенки топки позволяют любоваться огнем, а продуманная конструкция превращает ее в отличный отопительный прибор.
Портал и топку покупают по отдельности. Например, можно приобрести дорогую топку-ящик и обложить ее недорогим кирпичом. А можно заказать только мраморный портал, и будет тогда камин с открытой топкой.
Дровяные камины изготавливают во многих европейских странах. Это компании Cheminees Philippe и Godin (Франция), HARK и Olsberg (Германия), Stovax (Великобритания), Tulikivi (Финляндия), Kedddy (Швеция) и Dovre (Норвегия). Не отстает и Россия. В нашем городе каминную продукцию можно приобрести в таких фирмах, как “Стрелец” (“Камины Петербурга”), “Диво-Изразец”, “Эксклюзив-Стиль”, “Артель печников”, “Павловские камнерезные мастерские” и др. Каждый камин или печь, вышедшая из рук мастеров-сотрудников этих фирм, является поистине произведением искусства. Например, некоторые фирмы изготавливают камины из натурального мрамора и, по желанию заказчика, топки дополняются цветнометаллическими аксессуарами – приборами для камина, экраном, накладными элементами и пр.
Имитация огня №1: электрические очаги
Если счастливые владельцы дачных домиков, загородных коттеджей полностью “оттягиваются” у огонька, то этого не скажешь о горожанах. Далеко не каждый урбанизированный житель может устроить в доме дымоход. К тому же экологические требования не позволяют выводить дым в атмосферу уже достаточно загрязненного города. Казалось бы – выхода нет. Но не спешите. Решение этой проблемы есть, и называется оно просто – электрические камины.
Электрокамин устанавливается в любом помещении, поскольку не использует дымохода. Именно в этом его основное преимущество перед камином традиционным. Этот прибор представляет собой инфракрасный электрообогреватель направленного излучения. Он состоит из отражателя с размещенным в фокусе нагревателем и корпуса из металла, дерева или пластмассы.
Принцип обогрева в большинстве электрокаминов такой же, как и в обычных тепловентиляторах. Воздух является лучепрозрачной средой, и через несколько минут после включения электрокамина от отражателя начинает ощущаться отопительный эффект.
Электрокамины различают по виду нагревательного элемента (открытый, закрытый), форме отражателя (сферический, параболический, цилиндрический, каплеобразный), исполнению (напольный, настольный, настенный, универсальный) и наличию дополнительных устройств (например, имитация горения, бар).
Также электрокамины классифицируют по мощности (0,5; 0,75; 1; 1,2; 1,5; 2кВт), температуре активной поверхности электронагревателя (700–880oС), температуре наружной поверхности (до 110oС) и испытательному стенду, расположенному на расстоянии 0,5 м от нагревателя.
Очень важно значение величины функционального показателя – эффективного рационального КПД, значения которого зависят от типа и конструктивных особенностей электрокамина. В целом КПД электрокаминов близок к 100%.
В качестве нагревателей в электрокаминах используются ТЭНы (спирали в кварцевых трубках, биспирали на керамических основаниях и проволоку с большим омическим сопротивлением, намотанную на керамические стержни). Электрокамин может работать в режимах имитации огня (минимальное потребление мощности) и имитации с обогревом. Как правило, верхний предел температуры нагревателя достигает 900oС.
В некоторых моделях получаемое тепло аналогично натуральному теплу от костра или солнца. В таких каминах рефлектор, скрытый декоративной решеткой собирает и переизлучает тепловую мощность, приходящую от нагревательных элементов.
Большинство электрокаминов со сферическим отражателем имеют унифицированный конусный нагреватель с ламповым цоколем. Некоторые модели оснащаются более совершенным нагревателем цилиндрической формы со штыревыми выводами. В большинстве электрокаминов с линейным нагревателем применяются кварцевые трубки диаметром 10 и 12 мм.
С целью увеличения коэффициента отражения внутреннюю поверхность отражателей, изготовленных из алюминия, полируют и анодируют, а другие хромируют или никелируют.
Электрокамины могут иметь дополнительные приспособления. Например, наиболее комфортные и дорогие приборы выполняют в виде традиционных каминов на твердом топливе и для усиления внешнего эффекта снабжены устройствами, имитирующими горящие дрова или угли и язычки пламени. С целью регулирования выделяемой мощности и теплоотдачи применяется секционирование нагревателей и ступенчатое включение мощности клавишными выключателями.
В Петербурге электрические камины встречаются, в основном, английского производства. Но можно увидеть подобную продукцию из Германии, Финляндии и даже наших отечественных предприятий.
Имитация огня №2: газовые камины
Но даже при том, что “электрическое пламя” современных устройств этого рода очень напоминает пламя настоящее, любителям лицезреть игру “живого” огня электрокамин вряд ли придется по вкусу.
Другой вариант спасения городского романтика – камин с газовой горелкой. Тут, по сути, имитации в чистом виде нет – огонь-то вполне настоящий. Правда, не на дровах или углях. А на газе. Но смотреть на горящий газ не очень-то и интересно, можно на кухне у плиты всласть налюбоваться.
Другое дело – дровяной костер. Именно его горелка и имитирует. Она может быть как одно-, так и двухрожковой. Все закреплено на металлической арматуре. Поверху уложены керамические поленья и шишки, имитирующие настоящие дрова, дубовые или березовые. А специальная лавовая крошка, обладающая эффектом внутреннего свечения, очень похожа на раскаленные угли. Ну, чем не настоящий камин!
Автоматика поддерживает постоянное давление газа в горелке и осуществляет его экстренное отключения при нарушении условий горения. Отравление угарным газом полностью исключено. В горелку встроена автоматическая пьезозажигалка, но ритуал зажигания (продаются даже специальные каминные спички) можно выполнить и вручную.
К большинству моделей прилагается комнатный термостат – для поддерживания заданной температуры. Многие модели даже дистанционно управляются с помощью привычного пульта ДУ. Но поскольку камин является источником теплового излучения, то дистанционное управление осуществляется не в инфракрасном, а в радиодиапазоне в радиусе нескольких метров. При этом радиопомехи исключены.
Горелки могут “питаться” как природным газом, так и сжиженным газом типа “пропан-бутан”. Горелки малой мощности (до 3-х кВт) потребляют не более 250–300 граммов сжиженного газа в час (меньше, чем кухонная газовая плита), давая полноценный огонь: это особенно важно при декоративном назначении камина. А моделях помощнее вполне под силу прогреть комнату 18–20 кв.м.Одним из известнейших производителей подобных газовых горелок является американская фирма Appalachian Stove & Fabricators. Важно помнить, что установка и обслуживание горелок должны производиться только квалифицированными специалистами. Как правило, надежные горелки сертифицированы Госстандартом РФ, а также имеют разрешение Госгортехнадзора РФ.
В настоящее время при сооружении каминов всех типов используют самые современные материалы, различные приспособления и конструкции, повышающие их теплотехнические характеристики. Наряду с этим в конструкциях многих современных каминов присутствует старина, которой увлекаются многие любители. Дизайн и технические возможности современных каминов не только не уступают своим предшественникам, но по многим показателям превосходят их на несколько порядков. С уверенностью можно сказать, что камин, доживший до наших дней, еще очень долго будет неотъемлемой частью быта многих людей.
Как правильно разжечь огонь
Если вы все-таки приобрели настоящий камин, то позвольте в заключение дать вам несколько полезных советов и предостережений при пользовании дровяным очагом.
Рекомендуется:
– Перед розжигом огня зажечь жгут из бумаги и открытым пламенем “пробить” холодный воздух в устье топки на входе в дымоход.
– Поддерживать процесс горения открытым пламенем сухими щепками в течение 10–15 минут, и только затем можно добавлять небольшие брусочки диаметром до 3 см и длиной 35 см.
– После каждой протопки камина необходимо сгрести в зольник и выбросить все продукты
сгорания. В противном случае пепел будет проедать металл, камень, кирпич, способствуя образованию и распространению плохого запаха.
– Два раза в год необходимо чистить дымоход от сажи, копоти и смолы, которые могут стать причиной пожара.
Не рекомендуется:
– Бросать в огонь большие, нерасколотые дрова, пластиковые или бумажные упаковки.
– Заполнять топливом топку очага более, чем на ¼ объема и класть поленья, превышающие длину топки.
Спокойного вам тепла и рождественского уюта!