Будучи в конце 80-х на отдыхе в Крыму, я попала в гости к знакомому, он жил в деревушке рядом с “Артеком”. Был он моряком и поэтому весь дом уставил всевозможными корабельными причиндалами. Пока мне показывали экзотическое жилище, я умудрилась споткнуться о спасательный круг, чуть не уронила какой-то исторический штурвал и едва не заорала от ужаса, нос к носу столкнувшись с остатками водолазного костюма в виде металлической головы со стеклянными глазами. Экскурсия закончилась в гостиной, и мы уселись в стоявшие у камина кресла. Как всегда неожиданно, наступила черная южная ночь, и, поддавшись нахлынувшему романтическому настроению, я предложила затопить камин. “Не-а, – радостно сказал хозяин, довольный, что я обратила внимание на это сооружение, – дымит страшно”. И все. На этом разговор закончился, превратившись в длиннющий монолог хозяина о том, как-я-молодец-его-родного-сам-построил. И так он воодушевился, что замахал руками, соскочил с кресла и даже попытался засунуть меня в камин, чтобы я там что-то такое важное разглядела. Сами понимаете, мне не удалось вставить в этот поток ни слова. Оставалось только молча внимать. Камин занимал практически половину комнаты. Уцелевшую часть стены покрывала художественная роспись на тему “Девушка в белой ночной рубашке рванулась к лодке с кумачовыми парусами”. Камин расположился прямо под днищем лодки и принимал горячее участие в сюжете произведения. Похоже, что сначала он имел П-образную форму, но потом кирпичи оштукатурили таким толстым слоем, что портал приобрел форму мясистого бублика. Из остатков раствора неведомый штукатур вылепил волны, отчего стена превратилась в стиральную доску. И перед этой выкрашенной в синий цвет стиральной доской стояла безутешная Ассоль с непропорционально большой головой и дистрофичными ручками. В ее позе было что-то критическое. Казалось, будто она вот-вот рухнет в набежавшую волну. При этом барышня вроде бы семафорила кому-то в лодке, но, приглядевшись, я поняла, что на самом деле она тянет ручки к огню в камине, который уже основательно подпалил днище челна. Трагизм получившейся картины просто вышибал слезу.
Подобные “авторские” камины, которые плохо разжигались, дымили и грели только самолюбие своих творцов, мне встречались потом в жизни не раз. Впрочем, я видала и камины, от красоты и совершенства которых захватывало дух, как от полотен великих живописцев. В их потрясающие формы было вложено не робкое и наивное старание дилетанта, а настоящая оглушительная мощь гениального дарования. Такое внимание к камину как к предмету искусства неудивительно. Люди ведь устраивают их вовсе не для тепла. Современная отопительная техника дешевле и эффективнее. Нет, для нас камин – это маленький домашний театрик, на сцене которого вот уже многие тысячи лет исполняется одна и та же завораживающая пьеса. Танец Огня. А настоящий театр просто обязан блистать во всем великолепии. Говорят, в США в последние годы стали продаваться камины, где в бутафорскую топку вставлен телеэкран, а огонь записан на видеопленку. Я думаю, это варварство. Боже, покарай Америку! Для нас такой камин противен, как мясо из сои. Мы любим огонь живым. И украшаем его всеми доступными способами, не скупясь на дорогие материалы и гонорары дизайнерам, конструкторам и мастерам каминного дела. А каминное дело не стоит на месте. С того незапамятного дня, когда наш волосатый пращур запалил первую головешку в своем пещерном очаге, камин беспрерывно совершенствовался. И сегодня он объединяет в себе строгую инженерную мысль и совершенство художественного откровения. Анатомия камина
Подозреваю, что печники и менеджеры торговых салонов со мной не согласятся: такая дорогая вещь, как камин, не может быть настолько просто устроена! Но куда бы не завела буйная фантазия его авторов, в любом камине есть три основных составляющих: портал, топка и дымоход. Портал (или облицовка) – декоративная часть, которая окружает, обрамляет топку. Топка – это ниша, в которой разводят огонь. Дымоход – это труба, по которой выходит дым. Самое красивое – портал. Фактически его и выбирают клиенты, разглядывая всевозможные каталоги в салонах. Остальные части камина даже не удостаиваются внимания. Дымоход вообще остался у клиента дома. Чего на него обращать внимание, какой есть – такой и есть. А вот к топке можно отнестись и повнимательнее. Хотя опять же если топка открытая, так это получается просто дыра, и тут особо не повыбираешь. А вот если топка закрытая, современная, то это другой разговор.
Современная топка представляет собой металлический (стальной или чугунный) ящик с одной или несколькими стеклянными стенками. Каждый ящик имеет дверцу (она может открываться вбок и вверх), отверстие для выхода дыма и регулятор скорости и силы горения (регулятор подачи воздуха). По сути, это сложное инженерное сооружение, которое сочетает красоту и полезность. Стеклянные стенки топки позволяют любоваться огнем, а продуманная конструкция превращает ее в отличный отопительный прибор. Такая топка стоит денег (в отличие от топки-дыры). Самая дешевая, которую я видела, стоила 700 долларов, а самая дорогая – 5000. Так дорого только потому, что по периметру дверца украшена полоской золота. Вы уже, наверное, разобрались, что можно купить портал и топку по отдельности. Например, можно купить дорогую топку-ящик и обложить ее недорогим кирпичом. А можно купить только мраморный портал, и будет тогда камин с открытой топкой. И тот, и другой потянут на одни и те же деньги. Оба устройства будут считаться камином. Но я, как и подавляющее большинство, выбирая камин, выбираю в первую очередь портал. Стили огня
Портал камина – это целая философия. Человеку разбирающемуся он очень многое может поведать о своем хозяине. Богат ли владелец, хороший ли у него вкус, какой у него характер и темперамент, гостеприимен или любит одиночество? Единственное, что лично я могу определить, – к какому стилю относится камин и сколько он может стоить. Классические камины. Они имеют портал в виде буквы “П” и открытую топку. Европейцы делают порталы из мрамора, а англичане, например фирма “Стовакс” (Stovax), еще из дерева и чугуна. Портал может быть гладкий, ровный, прямой, без излишеств. А может быть с колоннами, резьбой, барельефами. Мраморная облицовка – самая дорогая. Очень трудно подобрать куски камня так, чтобы все детали портала имели одинаковый цвет и рисунок прожилок. К тому же мрамор очень трудно полировать. Качественные порталы идеально гладкие и ровные, а некачественные – рыхлые, с микротрещинами и вкраплениями других пород. Цена может колебаться от 4-6 тысяч долларов до 10-12 тысяч. Английские камины с деревянным порталом и открытой чугунной топкой стоят около 2500 долларов.
Следующая многочисленная группа – камины в стиле кантри (в деревенском стиле или рустичные). По форме похожи на букву “Д”: в середине топка, под ней ниша для дров, по бокам – банкетки. Над топкой покоится массивная деревянная балка, на которую принято выставлять всякие миленькие вещицы: скульптурки, часы, подсвечники. Все сооружение венчает гипсокартонный колпак (или кожух), за которым находится дымоход. Кстати, колпак – вещь достаточно распространенная. В классических каминах, если дымоход не умещается в стене, его тоже прячут под колпаком. Чаще всего для облицовки таких каминов используют песчаник или ракушечник. Эти породы дешевле мрамора (облицовка обойдется в 2-4 тысячи долларов). Они проще в обработке, к тому же их не нужно полировать, а иногда вообще используют грубоколотые глыбы. Смотрятся такие “кирпичики” очень красиво, но имеют одну особенность – они пористые. В поры забиваются частички грязи, пыли, дыма – и уже навсегда. Если же облицовка делается из плотного камня, то таких проблем не будет. Есть фирмы, например французская “Шемине Филипп” (Cheminees Philippe), которые в своих рустичных каминах вместо грубого колотого песчаника используют мрамор. Стоимость облицовки увеличивается в два раза, но зато проблем будет меньше.
Итальянская фирма “Пиацетта” (Piazzetta) придумала серию малюток Piccoly (размер 80 х 80 см). Такие каминчики могут вписаться даже в небольшое помещение. Еще есть камины в стиле модерн. Они похожи на длинный пенал, вытянутый от пола до потолка. Может иметь прямоугольную форму, полукруглую или какую-нибудь комбинированную. Топка в таком камине приподнята над полом, до потолка – тот самый колпак, который прячет дымоход. Их делают из мрамора, песчаника, жести, стекла. Есть камины и за 3000 долларов, и за 12000. Все зависит от материала и сложности исполнения. Формы и конструкции каминов в стиле хай-тек самые разные. Они могут вращаться, искриться, фонтанировать. По каталогам можно заказать призмы из металла и стекла, вращающиеся чаши, которые будут свисать с потолка, торчащие из пола стеклянные аквариумы с огнем. Цены на эту прелесть начинаются с 5000 долларов и растут практически до бесконечности.
Фирмы, производящие такие камины, – голландская “Болей” (Boley) и французская фирма “Фокус” (Focus). Со стилями как будто разобрались. Но бывают еще, например, камины с изразцами. Я бы назвала их каким-нибудь красивым словосочетанием типа “русские царские камины”. Но не получается. Немецкая фирма “Харк” (Hark) тоже выпускает изразцовые камины. Правда, спутать их невозможно. Наши изразцы расписные и рельефные, а немецкие попроще, чаще однотонные или прорезные насквозь. А по форме – наоборот: наши камины попроще и, я бы сказала, более стильные, а немецкие – слишком вычурные, пышные и многоярусные, как свадебные торты. Технология изготовления каминов с изразцами особая. Если без подробностей, то выглядит это так: изразцы не просто “лепятся” на стенки камина, как кафельная плитка в ванной. Камин складывается из кирпича и одновременно “обвязывается” изразцами. Изразцы крепятся к кирпичам специальной вязальной проволокой, как бы подвешиваются. Как говорит один мой знакомый художник-дизайнер Александр Взоров: “Камин должен дышать”. Свои изразцы Александр делает из фарфора, расписывает с применением прозрачной глазури, и отличаются они необыкновенной белизной и сочностью рисунка.
В каждом конкретном случае цена будет зависеть от количества изразцов и именитости мастера, который будет их расписывать. Не рассчитывайте на сумму меньше 3000 долларов. Особняком стоят камины из “нержавейки”. Корпус выполнен из стальных листов. Честно говоря, некоторые из них похожи на печки-буржуйки. Но зато среди них есть недорогие варианты за тысячу долларов. Еще один плюс – они легкие, и их выдержат любые перекрытия в доме. Больше всего моделей стальных каминов у испанской фирмы “Трафорарт” (Traforart). Вот такая история. На самом деле этот список можно еще продолжать и продолжать. Писать о каминах – занятие увлекательное. Но как только ты пытаешься поставить точку, тут же выясняется, что работящие дизайнеры только что придумали еще что-нибудь совершенно непостижимое. |