Проекты создания альтернативного транспорта в Петербурге начали прорабатываться одновременно с Москвой, в 2001 году. В том же году было уже создано ЗАО «Надземный экспресс» для реализации проекта “легкого” метро от улицы Пионерстроя до станции Обухово. Ему были переданы функции заказчика строительства.
Тогда в состав акционеров вошли ЗАО «Ленпромтранспроект», ЗАО «Нева-Ремстрой» и ЗАО «Холдинговая компания «Морпортсервис-Евротранссервис». Участие города в новом ЗАО в качестве акционера не планировалось.
Был подготовлен проект трассы длиной 20 километров, которая должна была соединить улицу Пионерстроя и станцию Обухово. Первоначально она включала 13 станций. Скоростная транспортная система должна была соединить линии метрополитена, что позволило бы оптимизировать пассажирские перевозки в Петербурге. Согласно проекту, экспрессы перевозили бы до 30 тысяч пассажиров в час со скоростью 45-50 километров. Это сравнимо с пассажиропотоком в петербургском метро. В качестве поставщика подвижного состава для нового типа транспорта был выбран канадский концерн Bombardier.