Создается впечатление, что современные архитекторы как будто решились устроить соревнование: кто превзойдет друг друга в масштабах вмешательства в то, что еще совсем недавно казалось незыблемым и неприкасаемым, поскольку считалось «музеем под открытым небом»? И «соревнование» это идет, угрожая нанести Петербургу непоправимые потери.
Серьезное внимание этой проблеме уделяет в последнее время главная городская газета – «Санкт-Петербургские ведомости», где даже появилась регулярная авторская рубрика известного петербургского историка архитектуры Валерия Исаченко. Особенно гневный протест Исаченко вызвало появление «сверхгигантского» дома на Шпалерной улице, невдалеко от Смольного собора.
«Хотелось бы задать один-единственный вопрос неведомому автору этого взбухшего пирога: есть ли у него нечто вроде совести? – восклицал Валерий Исаченко. – И есть ли совесть у чиновников городской администрации, согласовавших этот проект? Пристойно ли разрушать уникальную объемно-пространственную среду столь бесцеременно и грубо?»
Валерия Исаченко никак нельзя обвинить в «ретроградстве». Он подчеркивает, что среди нынешних построек есть и примеры внимательного, бережного отношения к сложившейся архитектурной среде. Среди них – здание новой гостиницы на проспекте Римского-Корсакова, 7, которое внесло «определенную остроту в привычную среду, и это может представлять интерес для художника, рисующего город». Много удачных примеров современной архитектуры можно встретить на улицах Петроградской стороны, где авторы новых домов разумно использовали элементы стиля модерн и дополнили многие улицы характерными чисто петербургскими доминантами.