Налог по месту жительства

Налог по месту жительства

Местные власти продолжают лоббировать возможность уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) по месту проживания налогоплательщика, а не по месту регистрации компании, в которой он работает. После неудачной попытки законодательного собрания Пермской области провести через Госдуму такой законопроект за дело взялась Московская областная дума, которая предложила вчера нижней палате свой вариант закона.

Идея перечислять подоходный налог по месту жительства гражданина выносится на рассмотрение Госдумы не первый раз. В апреле прошлого года законодательное собрание Пермской области внесло в Госдуму законопроект, который получил одобрение правительства, но из-за появления в нижней палате парламента скандальных поправок в НК по налоговому администрированию депутаты отложили рассмотрение документа на неопределенный срок.

Напомнить о необходимости принятия такого законопроекта решила Мособлдума.

В своем документе областные депутаты предложили провести эксперимент по взиманию подоходного налога по месту жительства гражданина на территории сразу трех областей: Московской, Ленинградской и Тверской. Из-за того что в мегаполисе работает огромное количество жителей близлежащих городов, бюджет области несет потери, поскольку работодатель перечисляет НДФЛ за своего работника по месту регистрации своей компании, утверждают представители этих регионов.

Так, например, за 2003 год казна Московской области недополучила 2,41 млрд руб.

“Ситуация осложняется еще и тем, что местные власти предоставляют социальные вычеты по месту жительства налогоплательщика, в то время как отчисления от его зарплат уходят в бюджет другого субъекта”,- говорит председатель налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина.

В предложениях областных депутатов есть принципиальное отличие от рассматривавшихся ранее законопроектов. Напомним, что пермский документ переложил обязанность по распределению НДФЛ на налогового агента, то есть на работодателя, который должен будет вместо одного платежного поручения выписывать платежки на каждого работающего.

Эта норма вызвала недовольство Минфина, который посчитал, что она сильно усложнит работу компаний. Чтобы избежать проблем, связанных с бухгалтерским учетом компаний, Мособлдума предлагает проводить перераспределение налоговых поступлений между субъектами на уровне органов Федерального казначейства.

Впрочем, и в таком изложении Минфин законопроект не поддерживает, считая, что его принятие усложнит налоговое администрирование и потребует выделения дополнительных средств из бюджета. “Казначейская система не настроена на такую работу, к тому же очень сложно установить адрес фактического проживания налогоплательщика”,- отмечает Наталья Бурыкина.

С точки зрения положения работодателя новый вариант документа выглядит привлекательнее. “Фактически с работодателя снимается функция налогового агента, но для бюджета такая роскошь недопустима”,- полагает руководитель юридической практики компании “Консалтинговые услуги” Александр Костин.

Источник: http://www.b-online.ru