Ежегодная выставка “Арх-Москва”, открывшаяся в Центральном доме художника, продемонстрировала готовность столицы к большим архитектурным прорывам. Зарубежные и московские архитекторы готовы светить на равных.
“Звездная архитектура. Архитектура звезд” – тема нынешней, одиннадцатой по счету “Арх-Москвы”. Придумавшие ее кураторы выставки Влад Савинкин и Владимир Кузьмин дали себе труд сформулировать, зачем звезды зажигают. “Чтобы было на кого равняться, потому что если наши архитекторы работают на той же территории, что и такие мировые знаменитости, как Норман Фостер, то к ним уже и заказчики, и городские власти должны относиться по-другому. Звезды поднимают не только профессиональные стандарты, но и статус профессии”, – объяснили они “Ведомостям”, предварительно горько пожаловавшись, сколько народу на них обиделось.
Повод для обиды – раздел “Арх-каталог” – открывает выставку. Кураторы пригласили участвовать в нем 32 архитектора и архитектурных бюро, которые и должны были представлять лучших в профессии среди проектирующих для Москвы и страны. Если восемь зарубежных участников сомнений не вызывали, потому что звездных гастролеров в отечественном, по преимуществу московском, архитектурном процессе не так много, то российский раздел можно было бы и расширить еще на десяток имен и названий без непоправимого ущерба для качества “Арх-каталога”. Так что недовольство не попавших в заветный звездный список можно понять. Тем более что там проекты архитекторов, имеющих международную славу, стояли рядом с проектами наших архитекторов, хорошо известных только читателям специальных журналов и инвесторам.
Конечно, наших архитекторов, даже самых успешных, звездами не назовешь не потому, что они недостаточно ярко работают. Просто массовое общественное внимание им не светит. Нашему обществу люди, которые перестраивают их родной город надолго, почему-то совсем не так интересны, как поющие и прыгающие на телеэкране. Так что западные архитектурные звезды, громко пропиаренные приглашающими их инвесторами, общественный интерес к архитектуре как-то стимулируют. По крайней мере, на открытии этой “Арх-Москвы” были камеры не только профильного канала “Культура”. Особенно охотно они снимали Михаила Белова около его эффектного проекта “Английский квартал” с осанистой многоярусной и многоколонной башней “Британика”. Вся эта мощная англомания будет построена в районе Шаболовки.
Зарубежные архитектурные знаменитости приглашались на выставку и раньше, но тогда их визиты были десантом из другого, абсолютно параллельного нашему мира. А теперь вот в “Арх-каталоге” рядом висят проекты: московского жилого дома Захи Хадид, комплекса элегантных небоскребов “Город столиц” американской группы NBBJ, высотной рекордсменки – башни “Россия” Нормана Фостера, перекрытия участка железной дороги между Белорусским и Савеловским вокзалами Мастерской Александра Асадова, комплекса “Ходынское поле” ГУП МНИИП “Моспроекта-4”, домов “Проекта Меганом”. Все они не только хороши, но имеют непосредственное отношение к текущей жизни.
Как и выставка Центра современной архитектуры To Russia with Love, посвященная проектам Доменика Перро, Эрика ван Эгераата и Нормана Фостера для нашей страны. И хотя все эти проекты спорные и ни один из них не только еще не реализован, но и уверенности в их реализации нет, свет этих звезд греет. Тем более если вспомнить, что всего лет семь назад столичный мэр лично пририсовывал к архитектурным проектам детали в виде башенок. Даже если это легенда, то теперь о ней никто не вспоминает.
Наверное, еще пару лет назад вид Эрика ван Эгераата, внимательно рассматривавшего на “Арх-Москве” выставку Михаила Хазанова, умилил бы наблюдателей, а сейчас только вызвал среди вернисажной публики спор, кто из архитекторов талантливее. Хазанов по итогам прошлого года был признан жюри “Арх-Москвы” лучшим московским архитектором, так что в этот раз он вынужден был сделать свою небольшую персональную выставку. Отлично, между прочим, сделал – с впечатляющим макетом здания Центра современного искусства (главную башню которого так и не достроили), с проекциями, фотографиями лучших работ, графикой.
Вообще, стенды участники выставки год от года оформляют все искуснее, креативнее, выгодно показывают не столько сделанное, сколько свое умение делать. Иногда, правда, витиеватость подачи затрудняет возможность рассмотреть собственно архитектурное качество экспонатов. Зато общая творческая атмосфера на выставке приятно сгущается.
Результаты “Арх-Москвы” видны не сразу. Например, выступления и мастер-классы больших архитектурных звезд всегда собирают полные залы. В этом году уже выступил автор парижского аэропорта “Руасси – Шарль де Голль”, большой арки Де-Фанса и нового здания Пекинской оперы – Поль Андре, вчера мастер-класс провело американское бюро NBBJ, сегодня лекцию прочтет Доменик Перро, в субботу – приглашенный журналом Architectural Digest блистательный представитель калифорнийской архитектурной школы Том Мейн, в воскресенье будет встреча с одним из главных лидеров молодой архитектуры – американцем Хани Рашидом и с немецким архитектором Дэвидом Куком.
О том, что все эти выступления нужны не только самим выступающим, которых давно влечет динамичный московский строительный рынок, видно по выставке участников конкурса молодых московских архитекторов. Нельзя сказать, что там было много выдающихся или новаторских работ, но общий профессиональный уровень кажется обнадеживающе высоким. При этом вчерашние и нынешние студенты думают не только хорошо, но и нестандартно. Равняются не только на архитектурный истеблишмент и представительскую высокотехнологичную архитектуру, но еще имеют вкус к непосредственному исследованию пространства жизни, придумывают дома-скворечники или складные временные жилища для бомжей.
Этот вкус к жизни никогда не терял (и не намерен) один из лучших представителей старшего поколения, архитектор Евгений Асс. Он показал на выставке видео “Забор” – съемку совершенно простых, примитивных загородных деревянных заборов. Их простотой, функциональностью и похвальной дешевизной Асс явно любуется и неявно ставит их в оппозицию напыщенной, стальной и технологичной современной, звездной архитектуре – свидетельству людского тщеславия.
На этой “Арх-Москве” архитектура занимала существенно большую часть пространства ЦДХ, чем всегда. Но по-прежнему основное место отдано на выставке коммерческим стендам различных дизайнерских и интерьерных фирм. А на третьем этаже сгруппировались те, кто занимается световым оборудованием и дизайном света. Традиционно на выставке проходит акция “Жилье”, в рамках которой все желающие могут получить бесплатные консультации архитекторов по перепланировке квартиры и ее оформлению. Одиннадцать лет назад эта акция была основной приманкой публики, теперь “Арх-Москва” кроме архитекторов привлекает всех, кому интересно, в каком городе мы будем жить.
Источник: http://www.vedomosti.ru