Давняя мечта региональных властей самостоятельно определять тарифы на услуги ЖКХ может осуществиться. Как заявил вчера глава федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков, он не исключает, что предложение ряда регионов об отмене предельного уровня платы за жилье, который ежегодно устанавливает федеральное правительство, вполне может быть реализовано на практике. Эксперты считают, что рост тарифов ЖКХ может оказаться критическим для регионовреципиентов, но при этом признают, что повышение тарифов остается едва ли не единственным способом модернизации инфраструктуры коммунального хозяйства.
Выступая на заседании правительственной комиссии по совершенствованию взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, Сергей Новиков осторожно заметил, что предложение регионов отменить практику установления на федеральном уровне предельных показателей роста тарифов на коммунальные услуги и оплату жилых помещений гражданами может быть поддержано. По его словам, ФСТ уже разрабатывает предложения “по созданию более гибких механизмов регулирования тарифов ЖКХ”, которые предоставят регионам право устанавливать для муниципалитетов более высокий предельный уровень роста тарифов выше, чем было установлено на федеральном уровне.
Идею ФСТ эксперты расценивают неоднозначно, считая, что регулирование тарифов ЖКХ- это больше политический вопрос, чем экономический. Намерения ФСТ вполне объяснимы, говорит председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов, поскольку ЖКХ находится в критическом состоянии, и принимать те или иные решения по реформированию отрасли, более логично не на федеральном уровне, а на региональном. Другое дело, отмечает депутат, что далеко не в каждом регионе реально за счет потребителей покрыть издержки ЖКХ и обеспечить необходимый уровень инвестиций в отрасль. Например, в столичном бюджете предусмотрено 10 млрд руб. на возмещение разницы тарифов для населения за тепловую энергию.
Но в другом регионе подобной возможности может не быть, предупреждает Антонов, поэтому если все же будет принято решение об отмене “предельной планки” коммунальных тарифов, то в федеральном бюджете должны быть предусмотрены средства в виде субвенций или субсидий нуждающимся регионам.
В свою очередь, руководитель сектора “Развитие конкурентных отношений” фонда “Институт экономики города” Владилен Прокофьев считает, что ЖКХ как бизнес не может развиваться без инвестиций, и тем более при поступлении заниженных платежей за поставляемый товар или услугу. Последние годы показали, говорит он, что муниципалитеты и государство, не в состоянии обеспечить объем инвестиций, позволяющий восстановить инфраструктуру ЖКХ. А введение инвестиционных надбавок в тарифы ЖКХ стало лишним препятствием привлечения денег в коммунальный сектор.
“Но если регулирование тарифов будет прерогативой субъектов, то необходим более жесткий контроль за этим процессом. Граждане должны знать, за какие именно услуги они платят деньги”,- отмечает Прокофьев.
Между тем, ведущий научный сотрудник ГУП “Мосводоканал НИИ проект” Александр Вербицкий полагает, что нужно регулировать не тарифы, а платежи за коммунальные ресурсы. По его мнению, в первую очередь власти должны стимулировать установку счетчиков всех коммунальные ресурсов, тогда будет ясность в оценках потребления, и соответственно платы за потребляемые ресурсы. “Во всем мире тарифы на коммунальные ресурсы контролируют не правительство, а независимые организации, куда входят представители бизнеса, науки, общественных организаций”,- говорит эксперт.
Источник: http://www.b-online.ru