Объединение международного и внутреннего терминалов аэропорта решит судьбу здания Пулково-1.
В результате реализации плана развития до 2025 г. ФГУП “Аэропорт “Пулково” намерено освоить $1 млрд.
До конца 2006 г. аэропорт закончит подготовку и согласование генплана развития своей территории. Проект основан на предложениях германской компании Hochtief Airport, у которой аэропорт заказал разработку мастер-плана развития на 20 лет вперед.
Новый терминал.
Наиболее значимым объектом нового строительства станет создание нового современного терминала. Предполагается, что к 2010 г. он будет построен вплотную справа от терминала Пулково-1. Новый терминал возьмет на себя функции международного, в него будут переведены потоки из Пулково-2, который затем может быть переориентирован под обслуживание бизнес-авиации или грузовых линий.
На следующем этапе – к 2015 г. – предполагается соединить оба терминала таким образом, что Пулково-1 превратится в “стерильную зону”, где пассажиры будут находиться до посадки в самолет после прохождения всех контрольных процедур.
К 2025 г. терминал Пулково-1 может быть перестроен или снесен, площадь для обслуживания пассажиров увеличится вдвое – до 23 тыс. м2.
Спорный момент.
По мнению Андрея Мурова, директора ФГУП “Аэропорт “Пулково”, начало реализации перечисленных проектов зависит от принятия генплана аэропорта городом и федеральными структурами. По словам советника по развитию Виктора Конященкова, проблем с согласованием генплана возникнуть не должно, так как в процессе разработки документа принимали участие представители ключевых ведомств.
Однако менеджмент аэропорта признает, что одним из спорных моментов при согласовании может стать вопрос перспектив комплекса Пулково-1, который согласно планам развития аэропорта может быть снесен или перестроен.
Между тем к 2013 г. вокзал Пулково-1, построенный в 1973 г., может быть отнесен к вновь выявленным памятникам (сооружения, построенные 40 лет назад и более), тогда вопрос его сноса или реконструкции может быть затруднен (см. “ДП” 243/05, www.dpgazeta.ru).
Сейчас пропускная способность Пулково-1 составляет 1,8 тыс. пассажиров в час, с конца 1990-х гг. интерьер аэровокзала постоянно переделывался в связи с усилением мер безопасности и тем, что терминал стал обслуживать некоторые международные рейсы.
Развитие территории аэропорта Пулково.
2010 год.
1-й этап. Справа от действующего терминала Пулково-1 возводится новый двухуровневый терминал для обслуживания международных рейсов. Интерьер Пулково-1 меняется за счет переработки системы регистрации пассажиров (уменьшается количество внутренних перегородок). У обоих терминалов появляются телескопические трапы.
2015 год.
2-й этап. Теперь новый терминал обслуживает пассажиров, вылетающих по всем направлениям. Интеграция с Пулково-1 позволяет превратить его в “стерильную зону”, где пассажиры проводят время до посадки в самолет.
2025 год.
3-й этап. По одному из вариантов Пулково-1 может быть снесен, а новый терминал расширен. По другому – старое здание полностью интегрируется в новое, в том числе за счет изменений в архитектуре. Перед аэропортом появляется зона коммерческой застройки.
Сателлиты – обеспечивают транспортировку убывающих и прибывающих пассажиров в аэровокзал по двум ленточным конвейерам под землей. В настоящее время не используются. Будут демонтированы к 2010 г. из-за неспособности обслужить достаточный поток пассажиров.
ВПП-2. Реконструирована в 2006 г. за 3,8 млрд рублей.
Место расширения перрона для стоянки самолетов.
Терминал Пулково-1 (регулярные рейсы по России и странам СНГ, чартерные рейсы).
Место строительства нового терминала стоимостью $200 млн.
Международный терминал Пулково-2.
Зона развития грузового перрона.
Территория строительства перрона для самолетов бизнес-авиации.
Зона развития служб технического и наземного обслуживания.
Зона коммерческой застройки: паркинг, торговая зона, отель.
ВПП-1. Начало реконструкции ожидается в конце 2007 г., сейчас поддержание полосы в рабочем состоянии обходится аэропорту в $2 млн ежегодно.
Параметры проекта.
- В результате реализации проекта развития аэропорт Пулково должен превратиться в современный транспортный узел – авиационный хаб.
- Помимо нового терминала планируется расширить перроны для стоянки судов. К инфраструктуре, окружающей аэропорт, может добавиться зона коммерческой застройки с паркингом, торговым комплексом и отелем, а также легкая железная дорога.
- Источник инвестиций может быть определен по завершении процесса акционирования ФГУП “Аэропорт “Пулково” – в начале 2007 г.
Цифры.
17 млн человек – прогнозируемый пассажиропоток через аэропорт Пулково в 2025 г.
Источник: ФГУП “Аэропорт “Пулково”.
Снести или сохранить?.
Архитекторы, построившие терминал Пулково-1, по-разному относятся к возможному будущему своего детища.
Александр Жук, народный архитектор СССР:
“Вне зависимости от строительства нового терминала Пулково-1 может продолжать прекрасно существовать, обслуживая внутрироссийские рейсы. Сейчас в результате внутренних изменений под обслуживание международных линий интерьер в нем изуродован. Все это сделано без интереса к моему мнению, хотя у меня были соответствующие предложения по изменениям. Но, поскольку авторского права на архитектуру у нас не существует, я не могу судиться с аэропортом. Поэтому, если решат сносить, мне останется только переживать, и все”.
Жан Вержбицкий, заслуженный архитектор СССР:
“Терминал Пулково-1 устарел сразу же, как он возник. Главный недостаток сооружения в том, что он построен по окончательному принципу и не может развиваться с течением времени. Хорошо, если новый терминал будет построен по принципу возможного дополнения и реконструкции. До того как существующий вокзал переделали внутри, в него было заложено достоинство, делавшее его уникальным: терминал позволял пассажиру самому выбирать маршрут движения по аэровокзалу, в отличие от других терминалов, которые принудительно ведут пассажира по зданию. Сейчас Пулково-1 не имеет никакой практической ценности, и его можно снести”.