Финансовые гарантии на рынке ЖКХ в Москве необходимы, но могут привести к монополизации

Финансовые гарантии на рынке ЖКХ в Москве необходимы, но могут привести к монополизации

Комиссия Мосгордумы (МГД) по городскому хозяйству и жилищной политике на заседании в среду рассмотрела поправки в Жилищный кодекс, которыми предлагается допускать к работе в ЖКХ только те управляющие компании, которые имеют финансовые гарантии.

На заседании глава комиссии Степан Орлов сказал, что в качестве финансовых гарантий могут применяться либо банковская гарантия возмещения убытков, либо страхование гражданской ответственности. Размер финансовой гарантии предлагается установить в сумме не менее 10 млн рублей, срок ее действия – не менее трех лет. Гарантом или страховщиком может выступить организация, зарегистрированная в РФ.

“В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения управляющей компанией своих обязательств собственники квартир будут вправе предъявить требование о возмещении убытков непосредственно к организации, предоставившую финансовую гарантию”, – отметил С.Орлов.

Кроме того, сказал он, поправками предлагается создать реестр управляющих компаний, который будут вести субъекты РФ. В него могут быть включены только компании, имеющие финансовые гарантии. Если управляющая организация действует на территории разных регионов, то она должна быть внесена в реестры всех этих субъектов РФ.

По итогам заседания рекомендовано одобрить поправки в первом чтении на ближайшем заседании думы. Принять проект в окончательном чтении и направить его в Госдуму РФ в качестве законодательной инициативы планируется до конца года .

Мэр Москвы Юрий Лужков рассказал в минувшую субботу на совещании у полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе о своем видении работы управляющих компаний в жилищной сфере.

Ю.Лужков напомнил, что в столице в настоящее время 39 тыс. жилых домов. Одна компания, по его словам, сможет работать с 5-10 домами. “У нас должно появиться около 4 тыс. управляющих компаний. Сколько там появится детей лейтенанта Шмидта?” – задался вопросом мэр.

По его мнению, чтобы избежать афер к управляющим компаниям должны применяться такие же требования, как к строителям. Ю.Лужков пояснил, что это означает, что все операции должны проводиться только с компаниями, которые получили гарантии от банков.

“Мы подготовили законопроект, чтобы оградиться от нечистоплотных дельцов, которые наверняка появятся в этой сфере”, – добавил мэр столицы.

Опрошенные эксперты считают, что законодательная инициатива МГД может способствовать монополизации рынка управляющих компаний.

Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин считает, что “ничего страшного не случиться, если крупные компании будут работать на этом рынке”. “Мелкие компании не справятся с большим объемом подрядных домов”, – поясняет депутат.

По мнению С.Митрохина, “финансовые гарантии, безусловно, должны быть”. “Это правильная вещь, чтобы не было мошенничества, чтобы не получилось как с обманутыми дольщиками”, – считает депутат.

В тоже время он указывает на недоработки механизма реализации идеи. “Фиксированная сумма финансовой гарантии – это, на мой взгляд, неправильно, – говорит депутат. – Она должна быть увязана с конкретным количеством объектов, которые компания обслуживает. Кроме того, нельзя исключать из этого процесса малый и средний бизнес “.

С.Митрохин полагает, что цифра 10 млн рублей “взята с потолка и над ней необходимо работать”.

Вице-президент “ОПОРЫ России” и вице-президент группы компании “ВМП Корп.” Алексей Кожевников отмечает, что “во всех цивилизованных странах в этом сегменте работают малые и средние компании”.

“ТСЖ, обслуживающие 6-10 домов, работают по отстроенной и логичной схеме, – говорит он. – Нужно просто перенимать этот опыт”.

А.Кожевников полагает, что в случае развития той схемы, которая выстраивается на рынке сейчас, “в Москве будут работать две-три компании, в регионах – ни одной”.

“Должна создаваться конкуренция, – продолжает эксперт. – Цена входного билета в 10 млн рублей не гарантирует, что компания сможет нормально выполнять свои функции”.

“Необходимо комплексно подходить к реформе ЖКХ и демонополизировать рынок”, – заключает А.Кожевников.

Участник столичного рынка ЖКХ, пожелавший остаться неназванным, сообщил агентству, что, “скорее всего, ситуация с инициативой МГД окажется схожей с ситуацией вокруг 214-го ФЗ (о долевом участии в строительств)”.

“Собственников жилья перестрахуют во вред управляющим компаниям, – рассуждает собеседник агентства. – В этом случае вероятен вариант монополизации рынка крупными, имеющими прочные связи с органами власти, игроками”.

Директор по продажам “Межрегиональной девелоперской компании” Алексей Остробородов называет законодательную инициативу МГД “неплохой затеей”. “Но насколько она пойдет в жизнь – это другой вопрос”, – отмечает эксперт.

По его словам, рынок управляющих компаний в стране до сих пор не сложился. “Десять миллионов могут иметь застройщики, которые переходят сейчас на модель управления своими же объектами после их сдачи в эксплуатацию. Но такие деньги есть не у всех”, – констатирует А.Остробородов.

В качестве примера он приводит ситуацию в строительном бизнесе. “Идет постоянное укрупнение компаний, в результате чего останутся несколько гигантов”, – отмечает эксперт. Он полагает, что и среди управляющих жилфондом компаний в столице “в конце концов, могут остаться самые крупные, близкие к правительству Москвы”.

Источник: http://www.interfax.ru