На капитальный ремонт жилищного фонда в бюджете Москвы на 2007 год предусмотрено 16 млрд 937,8 млн рублей, что на 5,8% превышает утвержденные расходы 2006 года, однако, этой суммы недостаточно для выполнения всех поставленных задач, сообщил источник в департаменте городского хозяйства.
При этом, как заявил на заседании правительства РФ 16 февраля мэр Москвы Юрий Лужков, на капитальный ремонт жилых домов, построенных в столице до 1989 года, требуется 256 млрд рублей (то есть в 15 раз больше, чем выделено на капремонт всего жилфонда столицы).
По словам мэра, “мы планируем деньги на капитальный ремонт, а за прошлое, которое нам навязано, и мы приняли жилье от министерства путей сообщения, министерства обороны, других ведомств, государство должно сейчас выделить деньги на капитальный ремонт”.
“Мы готовы отдать одну треть (из 256 млрд рублей ), но две трети нужно закладывать в бюджет государства. Никаких других возможностей решать проблемы капитального ремонта, кроме бюджетного финансирования, нет и не будет”, – сказал Ю.Лужков.
Степан Орлов, председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике заявил агентству: “Я считаю, что предложение мэра очень интересно и заслуживает внимательнейшей проработки. Российская Федерация является правопреемником СССР, соответственно, есть все основания для такого обращения столичного мэра к федеральным властям”.
В департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы агентству подтвердили, что еще в течение трех лет (до 1 марта 2010 года) столичный бюджет будет брать на себя расходы по капремонтужилых домов, однако, потом – если не будут разработаны иные механизмы взаимодействия города и собственников – владельцам приватизированных квартир придется платить за капремонт из своего кармана, как того требует действующий Жилищный Кодекс.
Между тем, уверен С.Орлов, “нельзя скидывать все на жильцов, собственников квартир”. “Мы готовы предложить федеральным коллегам законодательные инициативы, при этом мы не можем бросить москвичей. Что касается новых домов, то, конечно, и в этом случае должны быть дотации от города и другие пути финансирования эксплуатации”, – сказал собеседник агентства.
Депутат Госдумы Галина Хованская крайне положительно отнеслась к выступлению столичного градоначальника.
“Федеральной власти пора вспомнить о своих обязательствах, – заявила она. – Алексей Кудрин сказал на заседании, что Москва много зарабатывает, пусть, мол, сама и тратит. Так она и тратит! И тратит давно. А вот Питер, например, только в этом году выделил средства на капремонт. Нужно хорошо подумать, кто должен платить. Ведь именно на Москву приходится тот гигантский объем ведомственного жилья, который был построен до 1989 года, а его ремонт – обязательства федерального бюджета”.
Г.Хованская обратила внимание на то, что в статье 16 закона “О приватизации жилищного фонда” зафиксировано: “сохраняется обязанность бывшего наймодателя (то есть государства) производить капремонт в установленные сроки по правилам эксплуатации.
“То, что ЖК ввел плату за капремонт для жильцов (для Москвы ежемесячный тариф в 2007 году составляет 5 рублей 10 копеек за кв. метр, в 2006 году федеральный стандарт составлял 3 рубля 60 копеек за кв. метр), не значит, что все обязательства по капремонту должны скидываться с федеральных плеч на жильцов”, – говорит депутат.
“Как свидетельствуют данные Минрегионразвития, на сегодняшний день сумма “недоремонта” в России равна двум бюджетам страны – около 10 трлн рублей, – приводит данные Г.Хованская. – По данным фонда “Институт экономики города”, эта сумма составляет всего 3 трлн рублей”. Эксперт высказала опасение, что скоро за помощью придется обращаться к министру по чрезвычайным ситуациям.
Между тем, как стало известно, в фонде “Институт экономики города”, разработана концепция новых взаимоотношений в сфере ЖКХ, финансовых механизмов, которые помогут собственникам жилья справиться с расходами на капремонт многоквартирного дома.
Документ, по словам эксперта фонда Владилена Прокофьева, еще весной 2006 года был представлен в Минрегионразвития. По его словам, концепция предусматривает четыре механизма – гранты, гарантийные механизмы, субсидирование процентной ставки и социальная защита малообеспеченных граждан.
“Инструмент грантов предполагает, что государство после проведения инвентаризации фонда и определении степени износа зданий берет на себя часть расходов по финансированию капремонта. Ремонт ветхих домов должен осуществляться региональными и федеральными властями в равных долях, – рассказал в интервью агентству В.Прокофьев. – В домах с большим износом, но не подлежащих сносу, доля средств собственников на капремонт должна составлять 10 – 20%, в домах со средним износом – 30 – 50%. Капремонт домов с износом ниже среднего, по замыслу авторов концепции, собственники должны были финансировать самостоятельно”.
Второй механизм финансирования капремонтов предусматривал возможность создания гарантийных фондов, которые бы позволили собственникам жилья брать кредит в банках на капремонт, сообщил собеседник агентства.
Третий механизм позволял государству субсидировать процентные ставки по кредитам, взятыми собственниками на капремонт.
Наконец, четвертый механизм, предусмотренный концепцией, создавал дополнительные меры по защите малообеспеченных граждан, которые являются собственниками жилья, но не могут заплатить за капремонт своего дома. Кроме того, создатели концепции включили в нее механизмы по накоплению товариществами собственников жилья (ТСЖ) средств на капремонт – в настоящее время средства, которые ТСЖ откладывает на ремонт, по завершении года считаются прибылью ТСЖ и облагаются налогом.
Кстати, Ю.Лужков, выступая на заседании правительства РФ в пятницу, тоже затронул тему ТСЖ. Он предложил освободить ТСЖ от всех видов платежей и налогов минимум на пять лет, и придать им особый статус.
Мэр указал и на то, что в настоящий момент оформление ТСЖ может стоить до ста тысяч рублей, регистрация занимает минимум полгода, а участники должны платить налог на прибыль, НДС, налог на землю и налог на общее имущество.
Выяснить, каковы шансы на реализацию концепции по облегчению участи собственников жилья при проведении капремонта домов, агентству не удалось. В Минрегионразвития затруднились ответить на вопрос.
По данным последнего справочника Московского городского бюро технической инвентаризации (МосГорБТИ), на 1 января 2006 года в столице насчитывалось 39 648 жилых домов. В прошлом году в столице было построено 5 млн 276 тысяч кв. метров жилья (примерно 352 дома, если принять за средний показатель 150 квартир).
По данным Мосжилинспекции, степень износа 7 697 жилых домов в Москве не превышает 20%, 15 282 дома имеют процент износа от 21% до 41% (то есть находятся в удовлетворительном состоянии), у 12 375 жилых домов степень износа – от 41% до 60%, а ветхих домов (более 61% износа) насчитывается 4 294.
Источник: http://www.interfax.ru