Инвестиции в торговую недвижимость России в первом квартале 2007 года сократились по сравнению с соответствующим периодом 2006 года более чем в два раза, сообщили в консалтинговой компании Jones Lang LaSalle.
По словам представителей компании, Россия заняла второе место в континентальной Европе по объему инвестиций в торговую недвижимость в первом квартале 2007 года, он составил 8% или 238 млн евро.
Вместе с тем, подчеркнули в Jones Lang LaSalle, этот показатель существенно ниже прошлогоднего, когда за первые три месяца года в торговую недвижимость России было вложено 500 млн евро.
Примечательно, что такую же тенденцию по уменьшению объемов инвестирования в торговую недвижимость аналитики наблюдают и на территории остальной континентальной Европы.
Так, если в первом квартале 2006 года в этот сегмент рынка коммерческой недвижимости было вложено 5,8 млрд евро, то в первом квартале этого года – 3,1 млрд евро.
На первом месте по объему инвестиций в торговую недвижимость континентальной Европы в первом квартале этого года оказалась ФРГ. Объем инвестиций в торговую недвижимость Германии был почти в семь раз больше российских показателей, говорят в Jones Lang LaSalle: в первом квартале этого года в немецкую торговую недвижимость инвесторы вложили 53% всех инвестиций – 1,7 млрд евро.
А вот отставание Франции, Бельгии и Польши, также вошедших в пятерку лидеров континентальной Европы по инвестициям в торговую недвижимость, от показателей России было существенно меньше, чем отставание России от показателей Германии.
За первые три месяца 2007 года в торговую недвижимость Франции поступило вложений на 230 млн евро (7% инвестиций), в торговую недвижимость Бельгии – на 162 млн евро (5%), в торговую недвижимость Польши – почти на 124 млн евро (4%).
В Jones Lang LaSalle отмечают, что по-прежнему самыми привлекательными для инвесторов остаются торговые центры. При этом из 1,5 млрд евро вложений, потраченных на них, более 60% приходится на рынки Германии, России и Италии.
На втором месте по интересу инвесторов – распределительные центры и ритейл-парки, в которые в Германии, Франции и Бельгии вложили 1,1 млрд евро.
Еще 469 млн евро было инвестировано в супермаркеты Германии и России, а 38 млн евро – в торговые точки.
В то же время опрошенные эксперты не считают, что итоги исследования Jones Lang LaSalle свидетельствуют о падении или даже замедлении рынка торговой недвижимости.
И если в самой компании более низкие, чем в прошлом году, результаты первого квартала 2007 года связывают с рекордными инвестициями в четвертом квартале 2006 года (более 10 млрд евро в континентальной Европе), то представители других консалтинговых и девелоперских организаций указывают на фактор сезонности и укрупнение проектов в торговой недвижимости.
Так, исполнительный директор и партнер компании Cushman&Wakefield Stiles&Riabokobylko Сергей Рябокобылко полагает, что причиной снижения инвестиционной активности в сфере торговой недвижимости могла стать сезонность. “Инвестиционная активность привязана к конкретным сделкам, которых не так много, хотя они и становятся крупнее. Время их закрытия сильно влияет на озвученные показатели. Видимо, в этом году сделки будут закрываться позднее”, – говорит он.
А заместитель гендиректора девелоперской компании “Гарант-инвест Недвижимость” Татьяна Смирнова указывает, что в данном случае аналитикам приходиться сталкиваться “не со снижением объемов вложений, а с их некоторым перераспределением”.
“Проекты стали укрупняться. Сейчас есть заявки ТРЦ на 100 и 500 тыс. кв. метров, и многие из них находятся на начальной стадии реализации, в том числе и в регионах. А это другие деньги и другое время”, – утверждает она.
Собеседник в девелоперской компании, пожелавший, чтобы не упоминали его имени, в свою очередь обращает внимание, что, как правило, в исследованиях Jones Lang LaSalle учитываются преимущественно сделки по приобретению объектов недвижимости, а не по их созданию.
“Данные же о покупке участков земли или готовых объектов не могут показывать полную картину вложений в торговую недвижимость в России”, – настаивает он.
Начальник департамента развития LEON Building Максим Марухленко также отмечает, что объем инвестиций в сектор коммерческой недвижимости – купля-продажа объектов, строительство – в первом квартале снизиться не мог, поскольку “большое количество компаний анонсировало запуск готовых объектов в 2007-2009 годах”.
“Для того, чтобы попасть в эти сроки инвестиционные программы уже должны реализовываться. Срок реализации подобного проекта – около трех лет. Возможно, имело место краткосрочные небольшие снижения объемов инвестиций в первом квартале связи со снижением деловой активности”, – предполагает специалист.
“Если в прошлом году было так много инвестиций в этот сектор, то, значит, были начаты крупные проекты, которые сейчас просто находятся в развитии. Новый виток инвестиций после такого старта, как в прошлом году, можно ожидать в течение двух лет, так что рано говорить что начался спад”, – соглашается старший вице-президент компании Knight Frank Андрей Закревский.
Эксперт напоминает, что цикл проектов торговой недвижимости длиннее года. “Инвесторы вкладываются на разных стадиях: кто-то на ранних, кто-то на поздних. Я уверен, что в следующем году объем вложений в торговую недвижимость России может удвоиться. Сейчас заявлено и прорабатывается много региональных проектов, а чтобы оформить землю и пройти прочие процедуры, года мало. Главное – в России есть интерес и есть рынок, есть куда инвестировать”, – заключает А.Закревский.
Источник: http://www.interfax.ru