Чтобы реализовать в срок заявленные проекты и не зависеть от компаний сырьевого сектора, российские девелоперы все больше уделяют внимания собственной индустрии домостроения и стройматериалов. Наличие производственных мощностей позволяет застройщикам рассчитывать на двойную маржу и с выгодой привлекать инвестиции.
Несмотря на бурный рост российского рынка недвижимости, который наблюдается с середины 1990-х годов, отечественные девелоперы до сих пор не могут передать на аутсорсинг целый комплекс строительных услуг и вынуждены вести вертикально интегрированный бизнес. Западный принцип проектного осуществления работ у нас еще не прижился, российский строительный рынок пребывает на начальной стадии развития.
По свидетельствам участников рынка, все они сталкиваются с серьезными ресурсными проблемами, особенно при закупке и производстве строительных материалов. Чтобы не зависеть от конъюнктуры рынка, крупные девелоперы, такие как “Интеко”, группа компаний ПИК, концерн “Крост”, стремятся наладить собственную индустрию домостроения и стройматериалов, покупая или возводя домостроительные комбинаты, предприятия по производству железобетстроительные расходы и риски, застройщики строительные расходы и риски, застройщики надеются обеспечить бесперебойные поставки стройматериалов для своих проектов, чтобы реализовать их в планируемые сроки. Из производителей в строители.
Занять лидирующие позиции среди девелоперов ПИК, “Главстрою”, СУ-155, ДСК-1, “Интеко”, “Дон-строю”, “Кросту”, “Капитал груп”, Rodex „Главмосстроя”, но сегодня он занимается исключительно строительными работами в рамках корпорации „Главстрой”, а выпуск стройматериалов полностью сконцентрирован в производственном дивизионе -„Моспромстройматериалах””.
“Карманное” производство
Корпорация Mirax Group, которая вырослаиз петербургского “Строймонтажа”, после серьезного дефицита на московском рынке товарногобетона в 2006 году наладила на территории завода “Филикровля” собственное бетонное произодство.
Между тем создание собственной производственной базы требует серьезных капвложений. Покупка в Брянске завода железобетонных изделий и его перепрофилирование на выпуск серий жилых домов И-79-99, ПК-17 и ПИ-06 обойдутся СУ-155 в 1,5 млрд руб., а в заводы ЖБИ в Кстове, Туле и Клину группа компаний вкладывает около 4,5 млрд руб. Строительство на 11 га под Воронежем технопарка будет стоить концерну “Крост” более $50 млн.
При выходе в регионы столичные девелоперы стремятся покупать готовое производство, а не строить новое. Таким образом застройщики экономят время и деньги, необходимые для строительства предприятий. “Приближая производственную базу к месту перспективного строительства, компании могут снижать транспортные расходы и гибко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка”,- объясняет Логвина из холдинга “Миэль”. По мнению экспертов компании “Союз „Маринс групп””, выгоднее приобретать уже действующие предприятия, так как затраты на их модернизацию будут ниже, что вложения в землю, согласование документов с местными органами власти и непосредственно строительство производственных мощностей.
Чтобы с 2010 года строить по 2 млн кв. м недвижимости ежегодно, СУ-155 в течение последних трех лет приобрело пять заводов по производству ЖБИ в Ленинградской и Нижегородской областях, Туле, Иванове и Клину, а в Твери девелопер арендует местный ДСК. В 2005 году ГК ПИК приобрела московский ДСК-3, в Обнинске – завод “Новые строительные смеси”, а в Калуге – Север-ский завод ЖБИ. Тогда же группа ЛСР построила в Санкт-Петербурге завод по производству газобетонных блоков, а в прошлом году приобрела компанию Aeroc International, которой принадлежат два завода в Эстонии и Латвии. “Эти активы позволили группе стать крупнейшим производителем газобетона не только в России, но и в Северной Европе”,- говорит Логвина. Для развития строительного бизнеса в московском регионе группа ЛСР стала владельцем контрольного пакета акций ОАО “Завод ЖБИ-6″ и ЖБИ в Долгопрудном.
Экспансия нескольких крупных девелоперов в строительную индустрию несет определенную угрозу для отечественного рынка, который из-за своей относительной молодости страдает определенными перекосами. “Где-то это выливается в монополизм, где-то сильно желание оказать негативное влияние на конкурента, лишить потенциальных новых участников рынка даже шанса выхода на него”,- предупреждает Дзагуров из Penny Lane Realty. По словам управляющего партнера компании “Новое качество” Михаила Геца, может произойти перенасыщение рынка, если на него выйдут сразу четыре-пять крупных игроков.
Источник: http://www.b-online.ru