Проект одной из будущих российских платных трасс – Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), которая окружит Москву кольцом на расстоянии 40-50 км от МКАД, – разрабатывается в обстановке строгой секретности. Точный маршрут не будет обнародован до начала строительства – своеобразная защита от предпринимателей, торгующих землями вдоль будущих трасс. Но одно известно точно: еще не родившаяся ЦКАД дорожает на глазах. Два года назад Минтранс оценил стоимость восьмиполосной дороги в 228,5 млрд руб. А на прошлой неделе гендиректор ОАО ЦКАД (куратор проекта, на 100% принадлежащий правительству Московской области) Эрик Бугулов объявил новую цену трассы, которую должны построить к 2015 г., – 469 млрд руб. Бугулов назвал лишь стоимость строительства. А в презентации проекта для инвесторов (копия есть в распоряжении ) сверх этой суммы указан еще выкуп земли – 41,7 млрд руб., проектирование – 8,8 млрд руб. и т. п. В сумме дорога тянет уже на 520 млрд руб. Плюс 114,5 млрд “на непредвиденные расходы”.
Сама трасса, правда, с 2006 г. тоже выросла. Тогда протяженность ее оценивали в 420 км, но военные сыграли с дорогой злую шутку. В районе Киевского шоссе ЦКАД уперлась в военный городок Калининец. Небольшой городок, зато в лесах вокруг него рассыпаны полигоны. С владельцами подмосковных дач еще можно договориться, но сдвинуть с места военных вряд ли получится. Не доезжая пары километров до Калининца, проектировщики круто развернули трассу в сторону области. Объезд удлинил ее на целую сотню километров. Но общего дорожания дороги это не объясняет: даже с учетом нового участка стоимость километра трассы выросла на целых 84%. Что ж тут удивительного: едва ли найдется в России строительный проект, не подорожавший очень и очень существенно на пути к реализации. Стоимость Петербургской кольцевой дороги за семь лет с начала строительства выросла втрое. А дорога не закончена. В несколько раз успела подняться в цене новая трасса Москва-Санкт-Петербург, к строительству которой и не приступали. Не является запредельной и сама стоимость ЦКАД: строительство километра по нынешним планам обойдется в $41,6 млн. Километр петербургского кольца на $4 млн дороже.
Проблема ЦКАД в другом. Проект, как сейчас модно, основан на государственно-частном партнерстве. За счет частников предполагается привлечь 25% средств (65% даст Инвестиционный фонд, 10% – правительство Московской области). Условия для них выглядят странно. Срок окупаемости частных инвестиций составит 27 лет, говорит Бугулов, лишь после этого они начнут получать прибыль. Для России срок за гранью реальности. Не так давно строительная компания Strabag заявила “Ведомостям”, что 15 лет для нее максимальный срок окупаемости российской автодороги. Между тем непонятно и то, как окупить дорогу за 27 лет. Опыт платных дорог в России невелик: 20-километровый участок на трассе “Дон”. Его ежегодная прибыль за вычетом расходов на эксплуатацию составляет, по данным Росавтодора, 40 млн руб. Распространять опыт первопроходца на другие платные дороги – известная натяжка. Но ориентироваться инвесторам больше не на что. Судя же по опыту трассы “Дон”, плата за проезд по ЦКАД сможет приносить примерно 1 млрд руб. в год (плюс сравнительно небольшие доходы от придорожной инфраструктуры). Ждать окупаемости частники будут 130 лет – если только к концу строительства ЦКАД не станет еще дороже.
Источник: http://www.vedomosti.ru