Спустя год после принятия закона «Об энергосбережении»1 специалисты и ответственные лица подводят первые итоги и не без основания отмечают, что за истекший период в деле экономии коммунальных ресурсов наметились довольно существенные сдвиги. Практически каждый день из телевизионных новостей и со страниц печатных СМИ мы узнаем о новых энергоэффективных решениях, использование которых должно повысить качество жизни и сократить коммунальные расходы россиян.
Казалось бы — все под рукой, бери и пользуйся. Однако, к сожалению, ощутить это на практике сегодня могут далеко не все собственники и наниматели жилья — конечные потребители продуктов коммунальной отрасли, защита материальных интересов которых и является основной целью проводимых реформ. Разного рода организационные проблемы, традиционно являющиеся нашим слабым местом, часто становятся для простого потребителя серьезным препятствием на пути в энергоэффективное будущее.
Расчеты за тепло — самая весомая часть ежемесячной квартплаты, составляющая от 1/3 до половины суммы в квитанции, а порой и того больше. Именно поэтому потребители всегда с таким вниманием относятся к любым изменениям в порядке начисления платежей за центральное отопление, а на повышение тарифов реагируют особенно болезненно.
И вот, наконец, появилась надежда на некоторое облегчение бремени платежей за тепло. Повсюду пишут и говорят, что после установки в домах теплосчетчиков платить надо будет меньше, и часто это действительно происходит. Однако порой выходит совсем наоборот.
«В старом жилом фонде в 10-15% случаев вместо экономии получается прямой убыток. Дело в том, что счетчик — всего лишь измерительный прибор, который не может дать никакой экономии сам по себе, — объясняет Вячеслав Гун, заместитель директора отдела тепловой автоматики компании «Данфосс», крупнейшего мирового производителя энергосберегающего оборудования для систем отопления. — На обогрев большей части жилых зданий действительно требуется меньше тепла, чем предусмотрено нормативом.
Но для этого необходимо одновременно с прибором учета установить автоматизированный тепловой узел с погодозависимым регулированием, который будет отсекать лишнее тепло, подавая в дом ровно такой объем горячей воды, который действительно необходим для отопления. Кроме того, нужно сбалансировать отопительную систему по стоякам и установить на батареях автоматические радиаторные терморегуляторы, позволяющие жителям управлять интенсивностью обогрева жилых помещений».
Как правило, в зданиях новой постройки все это оборудование уже есть (во всяком случае должно быть, как того требуют нормативы), а вот старые часто просто оборудуют узлами учета — и на этом все заканчивается. К тому же, некоторые дома находятся в довольно изношенном состоянии и имеют плохую теплоизоляцию, поэтому потребляют тепла больше, что предусмотрено нормативом.
Таким зданиям необходим капитальный ремонт. И это не является каким-то секретом: речь идет о простых и очевидных для любого специалиста вещах. Но людям почему-то часто забывают о них рассказать.
В итоге рождаются нелепые слухи, и сама идея теплосбережения оказывается дискредитирована.
Иногда происходят и еще более непонятные вещи. Так, некоторые подрядные организации при строительстве или капитальном ремонте домов устанавливают на батареи… половину радиаторного терморегулятора.
Это не шутка: прибор состоит из двух частей: клапана и термостатической головки. Сперва в трубу врезается клапан, а затем на него монтируется головка с регулирующей рукояткой. Вот ее-то зачастую и не оказывается на месте.
Жильцы же могут просто не понять, что в системе чего-то не хватает. Увидев на радиаторе клапан с серым или красным защитным колпачком, они считают, что это и есть терморегулятор. А так как вращение колпачка, естественно, не дает никакого результата, начинают считать эти устройства либо бесполезными, либо непригодными для использования в России, либо бракованными: версий существует множество. «Если терморегуляторы установлены без термостатических головок, то собственники вправе обратиться в управляющую компанию или к застройщику, где им обязаны выдать недостающее оборудование, — говорит Вячеслав Гун.
Единственное исключение — это когда в старом жилом фонде работы по замене отопительных приборов в квартирах производятся до монтажа автоматизированного теплового узла, т.к. при его отсутствии использование термостатов может привести к разбалансировке системы отопления. Но в этом случае жителям должны заблаговременно объяснить порядок и очередность действий, а после монтажа теплоузла — установить на клапаны термостатические головки.
Не спешите тратить сэкономленное
Не все обстоит гладко и с приборным учетом воды. Нет, потребление большинства семей действительно намного ниже нормативного и водосчетчики полностью окупаются в течение первого же года после установки, а зачастую — вдвое быстрее.
Проблема в том, что приборы эти не вечны, более того, срок их эксплуатации не так уж и велик. А выясняется это в том момент, когда приходит время очередной поверки (раз в 4 года для счетчика горячей воды и раз в 6 лет — для холодной).
Кстати, о том, что существует такая обязательная процедура, многие потребители даже не догадываются, а сообщить им об этом при установке счетчиков… снова забыли. И если через n лет после истечения межповерочного интервала приборы проверят, то потребление за все это время вполне могут пересчитать по нормативу, после чего у собственника появится немалый долг по платежам за воду.
Но допустим, что о поверке человек знал. Как же ее провести? Для этого нужно вызвать представителя эксплуатирующей организации, чтобы он снял прибор и зафиксировал в акте его показания.
После чего отвезти счетчик в поверочную лабораторию, где его у вас заберут примерно на месяц, в течение которого платить за воду придется по нормативу. И за поверку каждого тоже нужно заплатить — в среднем от 500 до 1000 рублей.
Потом забрать, снова вызвать специалиста, который установит прибор на место и опять составит акт. Таким образом, получается довольно сложная процедура, отнимающая массу времени и некоторое количество денег, что уменьшает эффект от полученной ранее экономии.
Впрочем, так почти никому делать не приходится, потому что после первой же поверки выбраковывается примерно 70-80% механических квартирных водосчетчиков. И тогда нужно покупать новый прибор.
По этой причине потребителям обычно предлагают сразу установить новые счетчики, причем даже немного дешевле, чем «с нуля»: примерно по 2 тысячи рублей за штуку. Если посчитать, то получится, что за 12 лет нужно заменить 5 приборов учета воды: 2 на ХВ и 3 на ГВ, что обойдется в 10 тысяч рублей. Т.е. дополнительные расходы составят примерно 830 рублей в год (или 70 рублей в месяц).
До недавнего времени к этой сумме нужно было прибавлять еще примерно 50 рублей в месяц за так называемое ТО КПУ (техническое обслуживание счетчиков). Суть этой сомнительной услуги заключается в том, что раз в год сантехник вытирает с прибора пыль и проверяет целостность пломб. Итого получалось 120 рублей в месяц, все равно что прибавить к своему потреблению по 1 кубометру горячей и холодной воды.
Справедливости ради нужно заметить, что в последнее время в области организации учета воды наметились изменения в лучшую сторону. Так, в конце декабря 2010 года мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение отменить практику ТО КПУ.
Кроме того, некоторые производители теплосчетчиков, имеющие собственные поверочные лаборатории, упростили и удешевили замену приборов. Так, московская компания «ZENNER Водоприбор» высылает своего специалиста по адресу установки водосчетчика и сразу меняет его на аналогичный из т.н. поверочного фонда.
Стоимость этой услуги в конце 2010 года составляла 950 рублей. Однако так сегодня делают далеко не все производители, поэтому в целом по стране пока сохраняется прежняя ситуация.
В заключение нужно рассказать еще об одном способе «поверки», который стал в последнее время необыкновенно популярен. Счетчик не забирают в лабораторию, а поверяют прямо у вас дома с помощью переносной установки, умещающейся в небольшом чемоданчике, и… банки с водой.
Стоит такая услуга недорого (рублей 600), причем, по единодушным отзывам потребителей, все приборы поверку проходят. Однако большинство «незаинтересованных» специалистов уверено, что достоверность ее нулевая.
И нет никакого смысла внедрять учет, если нет никакой уверенности в точности используемого оборудования. Кстати, Россия — единственная страна в мире, где делают поверку приборов учета с помощью «чемоданчика».
Лампа преткновения
Конечно же, нельзя обойти вниманием и тему экономии электроэнергии. Казалось, на этом фронте все идет довольно гладко. Однако практика говорит о другом.
Наиболее показательный пример — ситуация с энергосберегающими (люминесцентными) лампочками, которые все шире входят в повседневный обиход россиян.
Как оказалось, их использование не всегда возможно. Речь идет о квартирах тех собственников, где установлены выключатели со светодиодом, светящимся в темноте и гаснущим при включении света.
Если установить в цепи такого выключателя люстру с люминесцентными лампами, то она будет мерцать в темноте, как новогодняя елка. Вряд ли это кого-то может устроить.
Но в чем же, собственно, дело и есть ли решение этой проблемы? «Проблема с мерцанием энергосберегающих ламп известна, причины ее возникновения связаны с принципом устройства такой лампы, — говорит Вадим Пекарев, директор Департамента маркетинга и розничных продаж ОАО «ОСРАМ». — Дело в том, что для запуска лампы необходим импульс напряжения, обеспечиваемый имеющимися в схеме конденсаторами. Если через лампу идет небольшой ток, а именно это имеет место при наличии выключателя с индикатором (кстати, обычно в выключателях используется не светодиод, а лампа тлеющего разряда), конденсаторы заряжаются и схема запуска пытается запустить лампу.
В этот момент начинается вспышка. Однако для выхода лампы в режим постоянного свечения заряда, накопленного в конденсаторах, конечно же, хватить не может, они просто разряжаются через разряд в лампе. В этот момент она гаснет.
Поскольку ни о каких сложных алгоритмах работы схемы запуска в дешевых лампах речь не идет, то они будут мерцать всю ночь. Выходом является приобретение энергосберегающей лампы известного производителя, оснащенной системой защиты от подобных вспыхиваний».
Подобный эффект может проявляться и при работе ламп с выключателями, не полностью обесточивающими лампы. Это могут быть, например, датчики движения или датчики освещенности, а также подобные им приборы, где управление осуществляется полупроводниковым ключом. Кроме того, специалист отмечает, что даже в том случае, когда лампа имеет соответствующую защиту, ее использование с выключателями, не полностью обесточивающими светильник, сокращает срок службы лампы в любом случае.
Поэтому лучше всего обойтись обычным выключателем. Но ведь для этого нужно было заранее знать о возможных проблемах.
Но сообщить о них потребителю снова забыли: как продавцы-консультанты в магазине, торгующем энергосберегающими лампами, так и все те, кто призывает (в целом совершенно обоснованно) к их использованию. Более того, данный материал, похоже, является первым, содержащим исчерпывающий ответ на вопрос о мерцающих лампочках. Больше нигде на просторах Рунета нам его найти не удалось: есть лишь отрывочные рассуждения на форумах самих потребителей из числа технически подкованных.
И еще к вопросу о люминесцентных лампочках. Все слышали, что выбрасывать их с мусором нельзя, т.к. в колбе содержатся соли ртути. И это — вся информация, которая доступна широким потребительским массам.
О способах утилизации — ни слова, за исключением отдельных муниципальных образований.
Например, в Тюмени работает передвижной пункт приема ламп, расписание работы которого есть на сайте городской администрации. Информацию по некоторым другим городам мы смогли найти на сайте Гринпис России.
Так, в Москве перегоревшие лампочки должны принимать ДЭЗы, РЭУ и управляющие компании. Только вот собственникам они об этом сообщать почему-то не спешат.
Мы рассмотрели лишь некоторые из существующих проблем, затронув всего по одному вопросу из каждого сегмента коммунального энергосбережения. Подобные препятствия способны надолго отсрочить выполнение государственных программ по повышению энергетической эффективности коммунального хозяйства.
Хотя ликвидировать их не так уж сложно. Нужно всего лишь более организованно подходить к планированию и реализации задуманного.
Пресс-служба «Данфосс»