Учёт и контроль материалов в строительстве.

Учёт и контроль материалов в строительстве.

Учёт и контроль материалов в строительстве – область проблемная. Связано это с рядом аспектов: низким уровнем дисциплины, отсутствием чёткого планирования в проведении работ, а, соответственно, и отсутствием чёткой поставки ресурсов, постоянными авралами, которыми сопровождается закупка ресурсов.

Проблемной областью выступают и складские, и бухгалтерские программы, которые нередко пытаются использовать для учёта материалов в строительстве. Между тем, функционал данных программ рассчитан не на строительные компании, а на торговые предприятия.

В этих программах есть масса плюсов, но, всё-таки, они не позволяют полностью свести на «нет» ряд негативных моментов. Проблем немало. Это и нецелевые затраты, и закупки по неадекватным ценам, и приобретение ненужных материалов, и авральные ситуации.

Отсюда вытекает и затоваривание складов, и «замораживание» денежных средств и, наоборот, простои в работе из-за срыва сроков поставки. Для строительных предприятий отсутствие упорядоченного учёта материалов особенно опасно, т.к. доля затрат на материалы велика, и ошибки, в итоге, обходятся дорого.

В чём проблема?

Чтобы хоть каким-то образом перевести в другую плоскость проблемы, связанные с контролем закупок и поставок, строительные компании предпочитают работать «с колёс». Прибегают к этому подходу они потому, что не имеют возможности чёткого планирования, не владеют его инструментами.

К тому же, руководители строительных компаний почти всегда уверены, что учёт материалов в строительстве никак, кроме как в авральном режиме, вести нельзя. Это довольно распространённое заблуждение. В итоге, из-за этой самой работы «с колёс» проблема не то, что не переходит в другую плоскость, она просто усугубляется.

Если внести немного конкретики и рассмотреть пример, когда смета каким-то образом попадает в складскую службу, то в ней всё равно не учитываются данные ПТО о сроках выполнения работ, об оперативных датах, о стадиях выполнения работ. Соответственно, если какая-то дата изменилась, возможно перенести закупку на более поздний срок (чтобы оптимизировать использование оборотных средств) или, наоборот, нужно срочно закупить необходимые материалы.

Если эти данные всё-таки есть у складских служб, то связь материалов и работ, как правило, потеряна. У снабженца нет информации о том, для чего нужен тот или иной материал, для каких работ он будет использован.

А прорабу, в свою очередь, материалы в полном объёме на определённом этапе выполнения строительных работ могут и не понадобиться. К примеру, одна часть кирпича нужна для выполнения работ «сегодня», а другая часть кирпича «завтра». Соответственно, «завтрашний» кирпич будет бесхозно находиться на строительной площадке, на складе, да где угодно, но по прямому назначению использоваться не будет.

Опыт японских коллег

Если вспомнить советские времена, то в тот период отечественные строители были восхищены опытом японских коллег. В японских компаниях закупка и поставка материалов была организована в чёткие сроки и в утверждённом объёме.

При этом складскими помещениями они не располагали (считали, что в этом нет необходимости), а поставщики работали «час в час». Советские предприятия были убеждены, что перенять практику японцев невозможно, т.к. поставщиков в тот период было немного и о рынке клиента говорить не приходилось.

За поставщиком нужно было бегать, уговаривать и т.п. Сейчас ситуация поменялась, но до организации работы наравне с японскими компаниями всё равно далеко. Не смотря на обилие поставщиков и ту борьбу, которую по идее они ведут за клиента, чётких и точных поставок материалов практически нет.

С чего начать?

Тем не менее, меры по минимизации незапланированных закупок, издержек, нецелевого использования ресурсов предпринимать необходимо. Как вы понимаете, без специализированных программ сделать это не удастся.

Держать всех сотрудников «на тумбе» и требовать корректного ведения учёта вручную или с помощью программ, которые подходят для складских и логистических служб торговых предприятий, но не для строительных компаний, просто неэффективно. Лишь на первый взгляд может сложиться впечатление, что учёт материалов везде одинаков.

Это не так. В строительстве он сопряжен с массой аспектов, о которых в торговле речи вовсе не идёт.

В дополнение ко всему, одним из заблуждений выступает мнение о том, что полностью автоматизировать бизнес-процессы на строительном предприятии нет необходимости. Многие строительные компании считают, что достаточно взять лишь отдельные области, такие как оперативное управление денежными средствами, управление складскими запасами и управление ремонтом и оборудованием, не принимая во внимание учёт договоров, планирование и другие важные аспекты.

В строительстве такой подход плох, поскольку все процессы связаны между собой и представляют единую структуру. Правильнее изначально идти от учёта договоров, фиксируя при этом все остальные составляющие, а не наоборот.

Конечно, это идеальный сценарий, которому мало кто следует. Это обусловлено и отсутствием дисциплины, и нечёткими регламентами работы и, к сожалению, корыстными целями приближённых к строительным материалам персон, которые в «мутной воде» чувствуют себя куда комфортнее. Здесь уже руководству нужно проявить волю, выдвинуть свои требования и обязать сотрудников работать в специализированной программе для полноценного управленческого учёта в строительстве.

Реальный пример

В качестве примера хотелось бы рассмотреть тиражную программу московского разработчика «АЛТИУС СОФТ». Речь пойдёт о программе «АЛТИУС — Управление строительством», которая была выпущена на рынок ещё в 2006 году. Она содержит массу возможностей для учёта и контроля материалов.

Если говорить конкретно о том, как именно происходит работа в этой части, то в названной программе на основании документов «Договор с Заказчиком», «Договор с подрядчиком», «Планирование собственных работ» формируются планы поставки материалов на объекты. Эти планы сотрудники отдела снабжения увидят в модуле «СтройЛогистик». В модуле «Договоры купли-продажи» автоматически осуществляется подбор поставщиков (с возможностью ручной замены).

Далее составляются договоры покупки с автоматическим заполнением номенклатуры материалов (исходя из «подбора поставщиков» и плановых дат поставки), а позже – приходные накладные по этим договорам. При этом приходные накладные кладовщику не нужно набивать вручную.

Можно сделать автоматическое заполнение из «Договора покупки», и кладовщику останется только исключить те материалы, которые отсутствуют в данной поставке (также можно исправить их количество и цену). Таким образом, сотруднику не нужно выполнять ручную работу – достаточно удалить ненужные данные.

Таким образом, можно увидеть, какие из нужных материалов уже заказаны или получены на склад. Сопоставление сметных (договорных) расходов на материалы с реально существующими, как по приходным накладным от поставщиков, так и по авансовым отчётам осуществляется автоматически. Программа контролирует и поставщиков, и прорабов: даже 1 кг гвоздей, проводку которого прораб мог осуществить по двум разным авансовым отчётам, в программе отобразится, как перерасход.

Когда материалы отпускаются на объекты (для выполнения работ собственными силами или подрядчикам как давальческие), программа контролирует, требуются ли они для этого этапа договора. При этом материалы могут поставляться по заявкам прорабов, в том числе, и сверх лимита, т.е. если они отсутствуют в смете.

Позже, когда в модулях «Прораб» и «СтройЗаказчик» будут введены данные о фактическом выполнении работ, программа покажет отклонения фактического расхода материалов от нормативного. Оперативный контроль затрат на материалы можно вести в любой момент времени по конкретным объектам или работам, группам материалов.

Переходя к обсуждению учёта материалов силами бухгалтерских служб, стоит сказать, что в бухгалтерии он осуществляется по наименованиям (кодам) поставщика. В результате, в бухгалтерской программе может оказаться несколько разных товаров с названием «гвозди», которые имеют разные номенклатурные номера, т.к. приходили от разных поставщиков, но, по сути, являются одними и теми же «гвоздями».

В связи с этим, бухгалтерия имеет нечёткие представления о том, какой код соответствует тому или иному материалу из сметы. Собственно, бухгалтерия и не обязана этого знать.

У неё совсем другие цели и задачи. Бухгалтерские службы списывают материалы, а вот дать сводные данные о том, сколько «гвоздей» купили, сколько на них потратили, и вообще, нужно ли это было, не могут.

Особенно, если учесть то, что «гвозди» могут покупаться у разных поставщиков. Иными словами, бухгалтерия не может отличить, где, какие «гвозди» имели место быть и «гвозди» ли это вообще. В итоге, такая «мелочёвка» учитывается неточно.

Естественно, это провоцирует нецелевые затраты, которые, из, казалось бы, копеечных значений вырастают в довольно внушительные цифры.

В программе «АЛТИУС — Управление строительством» можно сгруппировать «гвозди» одной марки разных поставщиков под одной номенклатурной записью и иметь чёткое представление о том, какие материалы и в каком количестве израсходованы. Бухгалтерия имеет сведения о списании материалов в конце месяца по актам выполненных работ и обычно списывает материалы формально, опираясь на ведомость, составленную по сметным нормативам.

Фактический расход и остаток материалов становится известен только по окончании выполнения работ. В программе «АЛТИУС — Управление строительством» все затраты, в том числе и на материалы, можно отследить в любой момент времени, что позволяет вести оперативный контроль затрат по конкретным объектам или работам.

Кроме того, начиная с 2011 года, учёт и контроль материалов в программе «АЛТИУС — Управление строительством» стал ещё более своевременным и эффективным. В новом модуле «СтройАналитик» можно заблаговременно контролировать превышение фактической стоимости поставки над плановой.

Пользователь может автоматически анализировать важные именно для него показатели. Он задаёт критерии оценки, и программа сообщает ему, в каком случае наблюдается отклонение от них. Например, программа сообщает о превышении лимитов по ресурсам.

В случае превышения заданных значений, программа автоматически укажет на это, выделив тот или иной договор, этап договора, работу красным цветом.

Важно то, что пользователь не будет поставлен перед фактом, а сможет заблаговременно узнать о том, что наблюдается какое-то отклонение. Для этого нужно задать некоторое критическое значение, при приближении к которому программа сообщит о том, что пришло время решать проблему (например, выделить дополнительное финансирование на закупку материалов в случае изменения рыночных условий).

Модуль «СтройАналитик» может работать с любым модулем ПК «АЛТИУС — Управление строительством». Например, при работе с модулем «СтройЛогистик», можно увидеть перерасход материалов и ресурсов (в процентном или денежном выражении).

Даже в рамках одного модуля для пользователя задаются индивидуальные критерии оценки. Руководитель же сможет оценить работу всех отделов компании. В программе будет показано, когда сотрудник был уведомлён о проблеме (скрыть это ему не удастся).

Т.е., руководитель получает важные рычаги и для управления компанией, и для контроля подчинённых.

Совет

Безусловно, в один день актуализировать и систематизировать учёт и контроль материалов в строительстве крайне сложно. С этим нужно быть рука об руку, работать в этом направлении. Однако сказать, что сделать это невозможно, – нельзя. Генеральный директор компании «АЛТИУС СОФТ» Андрей Травкин даёт несколько советов по этому поводу:

«Во-первых, нужно объективно подойти к этому вопросу, понять, в чём конкретно сложности, каков их характер.

Во-вторых, нужно решиться на автоматизацию строительства и понять, что ничего страшного во внедрении специализированного ПО нет. Во всяком случае, так можно сказать о программе «АЛТИУС — Управление строительством».

В-третьих, необходимо дать сотрудникам понять, что в программе нужно работать, вверить им эту обязанность. Наверное, не имеет смысла скрывать, что каждый второй кладовщик не очень заинтересован в организации чёткого контроля своей деятельности.

К сожалению, ему удобнее работать в неконтролируемой никем среде. Поэтому порядок в этой части можно навести только одним способом – внедрить специализированную программу для учёта материалов в строительстве и обязать сотрудников складских служб работать в ней. Других вариантов я не вижу».

Статья предоставлена «АЛТИУС СОФТ»