Россию и Финляндию связывает очень многое: общее историческое прошлое, границы, сходные климатические условия и даже любовь к баням (или саунам, название сути не меняет). Сегодня уровень сотрудничества между двумя государствами выходит на тот уровень, когда мы становимся не просто деловыми, а ключевыми партнерами друг для друга. Особенно в таких сферах, как энергетика, лесная промышленность и, конечно, строительство: ведь финны уже давным-давно возводят в нашей стране отнюдь не только одни сауны.
Дружный рост
В конце 2006 года, открывая в Петрозаводске Второй российско-финляндский экономический форум, председатель Совета Федерации Сергей Миронов отметил: «В основе российско-финляндских отношений лежат исторические корни и традиции. Два государства объединяют не только люди, но и плодотворное экономическое взаимодействие. За последние годы финские инвестиции в российскую экономику возросли в 6 раз».
По данным премьер-министра Финляндии Матти Ванханена, объем финских инвестиций в российскую экономику в 2006 году составил более 2 миллиардов евро. В настоящее время финские компании в России, по его словам, «дают работу около 30 тыс. гражданам, большая часть которых – россияне».
При этом товарооборот двух стран, по итогам прошлого года, составил 14 миллиардов евро. Россия заняла третье место в экспорте Финляндии и первое место – в импорте.
Прогресс в двусторонних отношениях был отмечен и во время официального визита Владимира Путина в Хельсинки в ноябре прошлого года, когда президент заявил, что ведущим партнером России в Евросоюзе является Финляндия. На этой же встрече президент Финляндии отметила, что росту финских инвестиций будет способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию. «Я поздравила президента Путина с тем, что переговоры по присоединению России к ВТО продвигаются хорошо. Я думаю, что по итогам этих переговоров финские предприятия будут увеличивать свои инвестиции в более быстром темпе», – сказала госпожа Халонен.
Традиционно особенно сильны позиции финских компаний в приграничных районах: Карелии, Ленинградской области. В то же время появляются совместные проекты и в других регионах страны.
Например, недавно российский завод «Венталл» (Калужская область) вошел в состав финской компании Ruukki (ведущего европейского поставщика решений из металла для строительства и машиностроения). Суть сделки – интеграция двух предприятий с целью расширения объемов и географии производства и сбыта современной строительной продукции – каркасных металлоконструкций и сэндвич-панелей.
Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов отметил, что расположенное на территории Калужского региона ООО «Венталл» получит теперь дополнительные возможности для своего развития. Для области это будет означать значительное расширение налогооблагаемой базы и появление новых рабочих мест.
Фактор холода
Инвестиции в завод Ruukki в Калужской области – один из многочисленных примеров активности финских компаний на «строительном направлении». В компании «Фескон» (крупнейшая фирма из страны Суоми по производству сухих смесей) отмечают, что финские строительные материалы (сухие строительные смеси, ровнители для стен, фасадные краски, продукция для облицовочных работ и т.д.) давно и успешно используются российскими строителями.
Во-первых, финская марка сама по себе дает определенную (и достаточно высокую) гарантию качества, а во-вторых, климат страны близок к нашему. Следовательно, схожи технологические критерии, предъявляемые к тем или иным строительным материалам.
Этот фактор отнюдь не маловажен. В последние годы в Россию пришло много новых технологий, часто разработанных в странах с мягким климатом. Отсюда предсказать их поведение в условиях российской зимы не всегда возможно.
Да и зачастую их использование и применение ограничено определенной температурой, не давая возможности производить ремонт зимой.
Финские материалы лишены этих недостатков. Например, заливки из бетона от компании «Фескон» могут выполняться при температуре до минус 10°С.
Также при разработке материалов под этой маркой, рассчитанных на применение с любыми специальными конструкциями из бетона (мосты, многоэтажные паркинги), учтены специфические зимние условия эксплуатации. Все эти объекты подвергаются большим нагрузкам, воздействию солевых смесей и разных химикатов, замораживанию, вследствие чего используемые при ремонте материалы должны обладать особым запасом прочности, что и было учтено финскими разработчиками.
«Природный фактор» важен и при выборе кровли. Металлочерепица была изобретена в шестидесятых годах прошлого века в Финляндии. И именно эта страна является сегодня лидером по количеству и разнообразию данной продукции, поставляемой на строительный рынок России.
Финские строительные материалы отлично подходят к нашим морозам, снегопадам и оттепелям. Суровый климат Севера, где погода может неоднократно меняться в течение суток, предъявляет большие требования к кровле: она должна из года в год неустанно выдерживать все эти нагрузки.
Всем этим требованиям соответствуют, например, получившие широкое распространение в России металлочерепица и кровельные системы Ruukki. Они включают в себя планки-нащельники, крепежные материалы, уплотнения, водосточные системы, лестницы-стремянки, переходные мостики, снегозадерживающие барьеры. Все элементы прошли испытания, совместимы между собой, благодаря чему обеспечивается легкость монтажа и долгий срок службы.
Окно в природу
Возможно, что именно проживание в условиях Севера (как известно, тамошняя природа наиболее чутка к любому воздействию человека) стало причиной бережного отношения финнов к окружающей среде и, как следствие, стремления создавать только экологически чистую продукцию. Показательно, что по индексу экологических достижений, созданному в США, Финляндия входит в тройку стран-лидеров.
Финские строительные материалы во всем мире славятся своей «натуральностью». Например, на российском рынке представлен натуральный изоляционный материал на основе льна ISOLINA.
Его создатели отмечают, что в древние времена большинство домов были плохо утеплены, хотя они могли дышать. Как следствие, терялось много тепла, но качество воздуха внутри в большинстве случаев было лучше, чем в настоящее время.
С точки зрения положительных изменений, современные дома обычно утеплены значительно лучше, чем раньше. Однако использование пластиковых плёнок в качестве влагозащитного барьера в конструкциях стен и крыш привело к негативному результату: прежде всего, они могут оказывать отрицательное влияние на качество воздуха внутри, так как внутреннее пространство становится слишком влажным; во-вторых, поглощаемая влага способна создавать большие проблемы для конструкций.
Выходом может стать использование изоляционных материалов на основе льна, которые решают двуединую задачу: обеспечивают хорошую тепло- и звукоизоляцию в комбинации со способностью испарять избыточную влагу через конструкцию стен и крыш.
Кстати, и в этом случае именно климатический фактор способствовал тому, что Финляндия является одним из мировых лидеров по производству теплоизоляции. В свою очередь, природные условия (а именно большое количество лесов) предопределили первенство финнов в производстве деревянных окон и дверей, также характеризующихся высокой степенью экологичности.
Например, в окнах финской компании FENESTRA дерево принципиально не пропитывается укрепляющими химическими составами, чтобы максимально сохранить его природные качества. Его защита достигается за счет использования алюминия снаружи и уникальной технологии самих конструкций.
При этом средний срок службы деревоалюминиевых изделий FENESTRA – 70 лет. Одна из причин – также применение наружного алюминия, который надежно удерживает остекление и способствует отводу влаги, при этом дерево приобретает дополнительную защиту. Все окна и двери производятся из финской малосмолистой сосны, из центральной части ствола деревьев, которые выращиваются на собственных участках земли.
Кое-что еще, финское
Необходимо отметить, что характерной чертой финских компаний являются не только те или иные качества их продукции, но и всестороннее оказание сервиса своим партнерам. Во всем мире известна «Школа маляров», организованная финским концерном Tikkurila, который входит в десятку крупнейших производителей лакокрасочной продукции в мире.
Здесь полагают, что продавец красок – многогранная профессия. У него должно быть все, что определяет высокую квалификацию и умение решить проблемы клиента. Колорист-дизайнер, эрудит-лакокрасочник, маляр-универсал, психолог с обаянием артиста и терпением ангела – вот основные штрихи к его портрету.
Такими видит Tikkurila продавцов своей розничной сети. И этим целям уже много десятилетий успешно служит ее «Малярная школа». Она была основана в Финляндии в 1927 году и за прошедшие годы выпустила тысячи продавцов-консультантов.
Обучение по этой системе организовано и на территории России. На его заключительном этапе организуется поездка в Финляндию, где предоставляется возможность поближе познакомиться с Tikkurila, ее уникальными автоматизированными производствами лакокрасочной продукции, заводом пигментных концентратов, научным и учебным центрами, испытательным полигоном, а также побывать в магазинах розничной торговли стройматериалами и увидеть, что красиво продавать – это тоже искусство.
«Малярная школа» – новое явление для нашей страны, как и сервисный металлоцентр (СМЦ), организованный в Петербурге компанией Ruukki, инвестировавшей в него около 20 миллионов евро. Еще не так давно вся торговля металлом сосредотачивалась вокруг металлобаз с минимальным уровнем сервиса. Но возросшая конкуренция заставила думать не только о расширении ассортимента, но и о дополнительных услугах клиенту.
Поскольку стратегия компании Ruukki подразумевает именно комплексность металлопереработки, большое внимание при создании сервисных металлоцентров уделялось всем главным направлениям деятельности – производству, хранению и транспортно-логистическому обслуживанию. По словам Юрия Выборнова, директора по продажам металлургического дивизиона компании Ruukki, «среди множества отличий сервисного металлоцентра от обычного металлотрейдера основными являются наличие собственного производства, складского комплекса, логистических и транспортных услуг. Таким образом, клиент сразу может получить всё, что ему необходимо, в одной компании».
Трудно найти на карте вторую такую страну, с которой Россию связывало столь же много общего, как с Финляндией. И потому в росте нашего интереса друг к другу нет ничего удивительного. Это объективная тенденция, демонстрирующая то, какими и должны быть отношения двух государств-соседей.
Елена Гришина
Пресс-служба компании Ruukki