Как стать суперстроителем?

Как стать суперстроителем?

Традиционно в августе начинается подведение первых итогов. К примеру, определяются результаты вступительных экзаменов или подсчитывается рейтинг профессий, популярных у молодежи.

В настоящее время наряду с экономистами, программистами, специалистами в области рекламы и PR популярностью пользуются и профессии работников строительного рынка. Это архитекторы, инженеры-конструкторы, инженеры-проектировщики, каменщики, монтажники, арматурщики, столяры, плотники и маляры.

Неудивительно, ведь эти специальности – одни из самых востребованных не только в Москве и других быстро развивающихся мегаполисах, но и в небольших провинциальных городах, где только–только начинают появляться архитектурные новинки.

Ускоряют и увеличивают число строительных площадок и национальные проекты, и программы ипотечного кредитования, и постоянно растущий спрос на недвижимость. За последние четыре года ежегодный объем строительства жилья в России удвоился – в 2007 году будет сдано 60 млн. кв. м. По данным Росстата, за прошедшую зиму нового жилья было сдано на 68% больше, чем в прошлом году, а за пять месяцев 2007 года – больше на 41,9%.

С каждым годом строительные работы охватывают все новые территории. Как следствие – неизменно высокий спрос на специалистов строительного рынка.

Службы занятости различных российских регионов констатируют, что в течение 2005-2006 годов больше всего вакансий на кадровом рынке было именно для работников строительных отраслей. Слесарь, плотник и каменщик – самые востребованные профессии на Камчатке.

В службы занятости Красноярского края больше всего запросов приходит на строителей и инженеров – 500 обращений только за 2006 год. Во Владивостоке среди наиболее востребованных профессий – слесари, электромеханики, газо- и электросварщики и плотники. А с началом реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» дефицит строителей еще больше усилился.

Похожая ситуация наблюдается и в Казахстане, где уровень спроса на работников строительного рынка выше, чем предложение. Ведь работодатели ищут специалистов с профильным образованием и опытом работы.

Соискатели должны обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями и навыками. Где можно пройти такую подготовку, чтобы соответствовать этим критериям?

Вместо «школьной скамьи»

В последние годы все более активно заявляют о себе строительные колледжи, лицеи и техникумы. В настоящее время на каждый средний российский город приходится два-три и более подобных учебных заведений.

Только в Москве сейчас 18 учреждений строительного профиля, и их число продолжает увеличиваться, еще восемь – в Московской области. За один 2005 год в столице появились сразу три колледжа – № 26, 30 и 46. Причем наряду с такими учебными заведениями, как Московский колледж градостроительства и предпринимательства или Колледж архитектуры и строительства № 7, которые были образованы еще в начале 50-х годов, пользуются спросом и средние специальные учебные заведения, начавшие работу совсем недавно.

Как правило, начальное профессиональное образование можно получить, имея либо аттестат о неполном среднем образовании – то есть на базе 9 классов, либо по окончании 11 класса. Однако сейчас многие лицеи и колледжи принимают школьников и после семи классов, хотя такая поспешность редко кому приносит пользу, потому как новоиспеченным лицеистам приходится одновременно обучаться по специальности и по программе среднего образования.

Крупные строительные учебные заведения, предвидя подводные камни, стараются сделать процесс получения специальности более длительным, но менее сложным, разделяя его на несколько этапов: начальная профессиональная подготовка, профессиональная подготовка (подразумевает не только свидетельство о квалификации, но и аттестат об общем среднем образовании) и средняя профессиональная подготовка, предполагающая диплом о среднем профессиональном образовании.

С точки зрения теоретической базы, среди ссузов (средних специальных учебных заведений) есть входящие в сотню лучших в России, как, например, Красноярский технологический колледж, или победители инновационных конкурсов, одним из которых является Перевозский строительный колледж. Но рейтинги часто определяются по таким критериям, как оснащенность компьютерным оборудованием, обеспеченность библиотечным фондом, наличие площадей для занятий, исследовательская и научно-методическая работа, а не результатами практической деятельности выпускников.

Если говорить о практической стороне вопроса, большинство заведений сталкивается с одной и той же проблемой – как обучить молодого специалиста хотя бы азам обращения с современной строительной техникой. Ведь стоимость действующих агрегатов порой исчисляется миллионами рублей, и поэтому колледжи, лицеи и техникумы просто не могут позволить себе подобные учебные экспонаты. Единственный способ – отправить стажеров на производственную практику на стройплощадку, но вряд ли руководитель объекта даст согласие неподготовленному практиканту сесть за панель управления дорогостоящего оборудования.

Конечно, если площади образовательного учреждения измеряются тысячами квадратных метров, включают в себя учебный полигон и место для размещения строительной техники, то решение проблемы найти можно. Так строительный колледж № 12 по решению совместной коллегии Департамента образования города и Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы (от 9 февраля 2006 года) стал базой для создания отраслевого Ресурсного центра механизации строительства и дорожного строительства.

Но для большинства ссузов пропасть между теорией и практикой остается. Поэтому неудивительно, что многие работодатели, встречая выпускника строительного техникума или колледжа, видят только академические знания, а не практические умения и навыки. Новоиспеченные специалисты боятся серьезных заданий и просто пасуют, когда их назначают ответственными за определенный участок.

Конечно, все зависит прежде всего от человека, и целеустремленные выпускники даже в крупных строительных фирмах дорастают до должности линейного руководителя – прораба, старшего монтажника. Но, как правило, среднее специальное образование расценивается как хорошая точка отсчета, стартовая площадка для дальнейшего обучения.

От классики к инновациям

Первое доказательство любой квалификации сейчас – диплом о высшем образовании по специальности. В столице лидерами в подготовке строителей считаются Московский государственный строительный университет (МГСУ) и Московский институт коммунального хозяйства и строительства (МИКХиС).

Наиболее известны в России следующие университеты: Московский архитектурный институт (МАРХИ) и Санкт–Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, являющиеся старейшими вузами архитектурно-строительного профиля; Ростовский инженерно-строительный институт (РИСИ) и Томский государственный архитектурно–строительный университет (ТГАСУ); Академии САПР и ГИС (систем автоматизации проектирования и геоинформационных систем), открывшиеся на рубеже веков, и Московский областной филиал Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России.

Обилие профильных вузов предполагает свободу выбора. Приемные комиссии утверждают, что абитуриента научат любому строительству: гидротехническому, теплоэнергетическому, городскому и так далее. Большинство поступающих выбирает направление «Промышленное и гражданское строительство», предполагающее обучение специалистов широкого профиля.

Выпускников строительных вузов стараются максимально подготовить к трудовой деятельности – они приходят на работу со знанием строительных норм и правил, сметно-проектной документации, ГОСТов. Многие хорошо освоили методы профессионального программного обеспечения (AutoCAD или AcrhiCAD). Для общей эрудиции старшекурсникам преподают одновременно множество спецдисциплин: «железобетонные конструкции», «металлоконструкции», «деревянные конструкции», «основания и фундаменты».

Технологию строительства и современные материалы в теоретической форме изучать бессмысленно, поэтому уже после первого семестра студентов отправляют на практику. К третьему – четвертому курсу некоторых из них уже берут на заметку как лидирующие российские холдинги, так и крупные иностранные компании строительной отрасли.

На каждом предприятии и в любом производстве своя специфика работы, поэтому молодому дипломированному специалисту придется пройти еще одно обучение – на будущем рабочем месте. И на данном этапе только от него зависит, сколько времени это займет: несколько недель, три месяца или полгода.

Полезный симбиоз

Повышение квалификации является постоянной необходимостью для специалиста строительного рынка, по крайней мере, для того, кто хочет стать мастером своего дела. Поэтому все большее значение сейчас приобретают специальные практические курсы, семинары и тренинги, которые организуют компании – лидеры строительного рынка.

В прошлом году Ассоциация строителей России и компания MiraxSoft – разработчик автоматизированной информационной системы управления предприятием -развернули масштабный проект. Студенты 119 высших и 474 средне-специальных строительных учебных заведений получили возможность на практике изучать автоматизацию управления и учёта.

Для этого специалисты MiraxSoft передали ссузам и вузам строительной отрасли конфигурацию «Управление строительством» полнофункциональной версии Business Control. Этот программный продукт – инструмент для контроля над деятельностью любого участка строительной компании или департамента управления собственным капстроительством в режиме реального времени.

С помощью программы можно управлять строительными подрядами, отслеживать исполнение договоров, вести графики работ и оплат, учитывать и анализировать финансовые потоки. Перед внедрением системы в учебный процесс для преподавателей высших и средних учебных заведений компанией MiraxSoft проводились специальные научно-практические семинары.

В мае 2006 года в Москве был открыт технологический центр американской многопрофильной промышленной компании «3М», который стал площадкой для проверки и презентаций инновационных продуктов, а также местом проведения учебно-образовательных программ.

В 2003 году представители «3М» создали на базе Смоленского колледжа учебный центр современных технологий монтажа кабелей. Обучающие курсы позволили кабельщикам-спайщикам строить и обслуживать кабельные линии с применением самых современных технологий и материалов.

Занятия проводили преподаватели, прошедшие обучение и имеющие сертификаты на право ведения курсов по технологиям компании. Учебный центр ежегодно проводит научно-технические конференции для специалистов Центрального региона страны.

Образование без отрыва от производства – это путь к повышению качества работ на объектах, а соответственно к улучшению качества и безопасности самих зданий и росту качества строительства в целом.

Так специалисты компании ROCKWOOL Russia – российского отделения мирового лидера в области производства негорючей изоляции- консультируют архитекторов, работников проектных и монтажных организаций в вопросах применения и монтажа теплоизоляции и систем на ее основе. Образовательный процесс осуществляется профессионалами непосредственно на объектах, где производится так называемый шеф-монтаж – обучение и контроль за ведением монтажных работ.

Кроме того, компания проводит специальные тренинги и семинары, выпускает материалы и пособия: программы расчета количества продукции, альбомы технических решений, инструкции по монтажу. Например, для фасадной системы ROCKFACADE разработан модуль технических решений для Autodesk AutoCAD, предназначенный для проектировщиков. Данное программное решение позволяет использовать готовые чертежные блоки или их часть в проектах.

В целях оптимизации учебного процесса в 2008 году начнет свою работу тренинг-центр ROCKWOOL Russia, на территории которого станет возможной демонстрация монтажа и свойств теплоизоляционной продукции, что сделает процесс обучения еще более наглядным. Для обеспечения наивысших стандартов обучения в образовательном процессе примут участие не только специалисты компании, но и эксперты строительной отрасли, признанные профессионалы как в практической, так и в научной сфере.

Наиболее оптимальным вариантом развития образования в строительном секторе является совместная согласованная деятельность учебных заведений, представителей науки и бизнеса. Какой вариант обучения из вышеперечисленных выбрать будущему специалисту – индивидуальное дело каждого.

Все зависит от того, какие задачи ставит перед собой студент или молодой специалист – практик. Необходимо отметить, что высококвалифицированные специалисты или «суперстроители», прекрасно разбирающиеся в новейших технологиях, будут востребованы всегда. И именно на них возлагаются сейчас надежды на повышение уровня качества строительства.

Олеся Головацкая

Пресс-служба компании ROCKWOOL Russia