Окружающая среда… Среда обитания… У мирного обывателя с этими словами обычно ассоциируется нечто глобальное – тундра, бразильские джунгли, мировой океан и тому подобное природное разнообразие. Однако “среда обитания” сопутствует всем живым существам на нашей планете, в том числе и человеку.
Конечно, не будем отрицать, люди живут и в тундре, и в пустыне Сахара, но для обычного горожанина средой обитания является либо квартира, либо офис, где он проводит большую часть своей жизни. Увы, естественной и полезной для здоровья эту среду не назовешь.
Несомненно, в многоквартирном доме на вас вряд ли нападет тигр или питон, но скрытых и невидимых угроз там предостаточно. Причем действуют они очень коварно, внешне ничем себя не проявляя. Как избежать ловушек цивилизации и возможно ли уберечь себя от опасностей глобализации и урбанизации – об этом мы расскажем в нашей статье.
Каменные джунгли
Да, действительно, город состоит из камня. Бетонные и кирпичные дома, гранитная облицовка фасадов и цоколей зданий, булыжные и асфальтовые мостовые – все это свойственно городской среде. Казалось бы, что опасного в камне?
Увы, и в нем есть подвох. Дело в том, что большинство природных минералов, используемых в строительстве и отделке, обладают слабым естественным радиоактивным фоном.
Сама по себе эта радиоактивность не страшна – она лишь слегка превышает естественный фон и укладывается в предельно допустимые дозы, но вот вызывающий ее газ радон – совсем другое дело. Этот газ, содержащий радиоактивный изотоп радон-222, образуется в результате распада другого радиоактивного элемента – радия-226, чрезвычайно широко распространенного в природе.
При распаде изотоп радона испускает ?-частицы, которые приводят к радиоактивному поражению тканей человеческого тела. Конечно, лучевой болезнью человек не заболевает, но мелкие поражения накапливаются, вызывая вторичные заболевания и грозя онкологическими проблемами.
Источником радона чаще всего являются строительные материалы, такие как силикатный кирпич, фосфогипс, гравий, бетон, глинозем, гранит и пемза. В больших количествах газ содержится в почве, особенно в глинистой.
По результатам исследований, 78% поступающего в помещения радона дают именно грунты под зданием и стройматериалы. Оставшуюся часть делят между собой воздух (13%), вода (5%) и природный газ (4%).
Коварство радона в том, что, будучи тяжелее воздуха, он накапливается в плохо изолированных цоколях и подвалах, а затем по щелям перекрытий со сквозняками проникает в жилые помещения. Больше всего, конечно, страдают жильцы первых этажей, но во время отопительного сезона, когда возникает сильная вертикальная тяга, вредный газ добирается и до самого верха многоэтажек.
Что же делать? Совершенно ясно, надежда на добросовестность строителей не слишком велика. Как всегда, спасение утопающих находится в их собственных руках.
Способы же спасения довольно просты, но очень эффективны – перечислим их все:
Последнее средство, несмотря на всю простоту, чрезвычайно эффективно. Для остерегающихся сквозняков скажем – опасность их значительно меньше, чем у радона, да и технология не стоит на месте.
В современное пластиковое окно легко монтируются системы самовентиляции. Например, климатический клапан “Регель Эйр”, разработанный специалистами немецкой марки КБЕ – крупнейшего поставщика пластикового профиля для окон и дверей в России. “Регель Эйр” представляет собой компактную коробочку, которая крепится на верхней перекладине оконной рамы. При этом она не видна на окне, а установить и снять ее можно в любой момент. При полностью закрытом окне система обеспечивает постоянный приток воздуха (около 5 м3 в час), причем уже слегка подогретого. Так что свежий воздух в помещение проходит, а вот шум и сквозняки – нет.
А еще, поскольку значительная часть домашней жизни горожанина проходит на кухне, стоит оснастить ее хорошей вытяжкой, тогда продукты сгорания газа (в газифицированных домах, естественно) не причинят большого вреда.
Легко отделались
Прямо скажем, человеку несвойственно жить в окружении синтетики. История говорит нам о том, что люди жили или в каменных или в деревянных (как вариант – тростниковых или сделанных из шкур) строениях. Одним словом, материалы построек были чисто природного происхождения.
Синтетические же материалы изобрели немногим более ста лет назад, а использовать их повсеместно стали и того позже – в пятидесятых годах прошлого века. Несмотря на то, что большая часть синтетики производится из вполне природных нефти и газа, естественными их не назовешь.
Увы, деваться современному человеку просто некуда – искусственные материалы обладают массой полезных качеств и при этом дешевы, удобны в обработке и повсеместно доступны. К сожалению, наряду с несомненными достоинствами, в них есть и вполне ощутимые недостатки.
Позволим себе немного теории. Из школьного курса химии мы знаем, что все полимеры производятся из мономеров. Полимеры, особенно использующиеся в повседневной жизни, вполне инертны, чего не скажешь об их предшественниках.
К сожалению, как бы хорошо ни очищали получаемый полимер, малая толика мономера остается, как говорят химики, “неотмытой”. Вот эта небольшая часть и причиняет довольно много беспокойства. Дело в том, что почти все мономеры весьма летучи и биологически активны.
Чтобы не быть голословными, приведем пример. Все, наверное, знают, как пахнет новая мебель из ДСП. Запах этот, к счастью постепенно слабеющий, вызван производными фенола и формальдегида, являющимися основой фенолформальдегидных смол – связующего древесно-стружечных плит.
Вещества же эти (фенол и формальдегид) относятся к категории ядов и могут не только вызвать резь в глазах и головную боль, но и стать причиной весьма опасных заболеваний.
Пенопластовые плиты, декоративные пластиковые панели, влагостойкие обои и еще ряд отделочных материалов делаются на основе полистирола.
Выделяющийся мономер стирол тоже сильный местный раздражитель и, вдобавок, канцерогенен.
Краски, особенно на основе химических растворителей, часто содержат акриловую кислоту.
Своеобразный “уксусный” запах говорит о том, что этот признанный канцероген уже превысил допустимую норму.
Про сами растворители и говорить нечего – пользы от них здоровью никакой, а вред очевиден.
Как же быть?
Совсем отказаться от синтетики нельзя, потому что не всем это по карману, да и технология современного строительства и ремонта в любом случае предусматривает использование полимеров. Выход, на самом деле, прост и очевиден: так же как в случае с радоном, панацеей является банальное проветривание.
Для того чтобы еще более уменьшить возможный вред, краски следует выбирать на водной основе (они хоть и несколько дольше сохнут, практически не пахнут) от известных фирм, например, DUFA, TIKKURILLA, и тщательно следовать инструкции. Это же относится и к обоям, а что касается окон, то есть такая технология “КБЕ green line”: она полностью исключает из производства ПВХ-профилей стабилизацию солями свинца, а значит, делает окна экологически безопасными не только в процессе эксплуатации, но и на стадиях производства и утилизации. Кроме того, не стоит спешить с заселением в свежеотделанную квартиру – концентрация вредных примесей в воздухе существенно падает уже через пару недель после окончания ремонта и установки мебели, так что нет смысла рисковать здоровьем.
Горный воздух
Представьте себе утро где-нибудь в Альпийских горах. Солнышко, птички, бархатистая зелень лугов, коровки и… воздух такой, что хочется наслаждаться им, как самым изысканным парфюмом! Но почему именно горный воздух так хорош?
Давайте обратимся к науке. По составу воздух в горах мало отличается от городского. Однако же, целебный эффект горных и морских курортов неоспорим.
Все дело в ионизированных частицах. В атмосфере содержатся разные частицы, и определенная их доля имеет заряд, возникновение которого на молекуле в науке называют ионизацией, а сами заряженные частицы – легкими ионами или аэроионами.
Заряд бывает либо положительный, либо отрицательный. Если в атмосфере присутствуют примеси (пыль, аэрозоли, сажа), заряженная частица оседает либо на микрокапле аэрозоля, либо на пылинке. Получившийся объект называют “тяжелым ионом”.
В незагрязненной атмосфере всегда есть устоявшийся баланс между положительными и отрицательными аэроионами, а тяжелые ионы отсутствуют в принципе. Эволюционно человек приспособлен именно к чистой атмосфере.
Однако в городах, где масса загрязнителей и смог – обычное явление, этот баланс существенно нарушается. Количество аэроионов (а в чистом воздухе их до 1000 в кубическом см) падает до 100-500 в см3, количество тяжелых ионов, наоборот, возрастает до 10 000.
В помещениях современных квартир и офисах ситуация на порядок хуже: воздух в них в 4-6 раз грязнее и в 8-10 раз токсичнее атмосферного, а количество заряженных частиц еще меньше – 50-100.
Ситуацию осложняет еще и то, что в помещениях значительно нарушено соотношение между положительными и отрицательными аэроионами.
Причины этого вполне объяснимы – вся электронная и сложная бытовая техника, включая телевизоры, кондиционеры, искусственные покрытия, лампы дневного света, генерирует положительные частицы, а вот естественных источников отрицательных ионов в помещениях нет, поэтому представить грозу в отдельно взятой квартире довольно сложно. Между тем, именно дисбаланс заряженных частиц вызывает у человека постоянный стресс, который негативно влияет на здоровье.
Вообще говоря, согласно действующей санитарной норме (СН №2152-80) концентрация отрицательных аэроионов в воздухе должна быть не меньше 600 на 1 кубический сантиметр.
Есть и еще один нюанс, комфортной для человека является относительная влажность воздуха от 40 до 60% (в зависимости от времени года).
В помещениях, особенно зимой, когда работают отопительные приборы, она резко падает, а критической для здоровья человека считается относительная влажность в 25%. Самый простой, действенный и дешевый способ хоть как-то нормализовать атмосферу в помещении – это опять-таки старое, доброе проветривание.
Кстати, ставить кондиционер для улучшения воздуха – дело довольно бессмысленное. Агрегат исправно гоняет воздух и даже очищает его на специальных фильтрах.
К сожалению, именно после этих фильтров воздух теряет ионизацию, а после тесного общения с бытовой электроникой насыщается положительными аэроионами и тяжелыми частицами, еще более увеличивая уже существующий дисбаланс. Кстати, в биологических экспериментах лабораторные животные, обитающие под кондиционером, живут на треть меньше своих собратьев…
Оговоримся, что уже существуют системы (к примеру, BIONAIRE или ECOQUEST), способные восполнить потери заряженных частиц на фильтрах и увлажнить атмосферу, но они пока не слишком распространены.
Надо сказать, что есть ситуации, в которых без кондиционеров просто не обойтись: например, в высотных зданиях, где принудительная вертикальная и горизонтальная вентиляция является конструкционным требованием, или в подвальных помещениях без окон.
Однако в нашем весьма умеренном климате кондиционирование воздуха, во многом, просто дань моде.
Помимо проветривания, восполнить сбалансированную ионизацию воздуха помогут специальные приспособления – ионизаторы и увлажнители воздуха (например, известная всем “люстра Чижевского”). Полезны также все комнатные растения, которые способствуют поддержанию в жилище оптимальной влажности.
Чистим, блестим.
Хорошие хозяйки любят лоск…, а также “Тайд”, “Белизну”, “Досю” и прочие чудеса бытовой химии, не пренебрегая и заурядной хлоркой. И все бы ничего, коварные микробы мириадами гибнут под ободком унитаза, плитка сияет ярче тысячи солнц, но вот сама хозяйка как-то не рада.
И есть из-за чего.
Начнем издалека. На полях первой мировой войны немецкие войска в долине реки Ипр впервые применили газ хлор в качестве оружия.
Эффект был впечатляющим – тысячи людей погибли на месте, еще тысячи серьезно пострадали. Увы, лавры “отца” химического оружия Фридриха Губерта можно смело примерить заурядной городской домохозяйке, с той только разницей, что травит она себя и свою семью. Поясним нашу мысль.
Дело в том, что в состав почти всех чистящих порошков и отбеливателей входит соединение хлора, при взаимодействии которого с водой выделяется газообразный хлор. Собственно, отбеливающий и дезинфицирующий эффект бытовой химии объясняется именно его присутствием.
Отдадим должное производителям – они отнюдь не стремятся перетравить всех пользователей своей продукции. Более того, они честно предупреждают в инструкциях, что пользоваться их препаратами следует с осторожностью, соблюдая дозировку и применяя средства индивидуальной защиты, хотя бы перчатки.
Но кто же читает инструкции? Хлорки у нас не жалеют нигде; городская вода обычно тоже насыщена этим элементом. Поэтому, даже принимая душ можно подвергнуться химической атаке.
Вообще говоря, все дезинфектанты включают в себя достаточно агрессивные вещества. Если препарат позиционирован как бесхлорный, значит, в него входят соединения фенола. Кстати, характерный “больничный” запах вызван именно такими препаратами.
Пользоваться ими бывает необходимо, но злоупотреблять не следует – в соседстве с микробами человек жил тысячелетия и выработал к ним иммунитет, а вот химией, да еще и в таких количествах, пользуется от силы два века…
Что касается прочих чистящих средств, то определенную опасность представляют и препараты для мытья стекол и зеркал, поскольку часто включают в себя аммиак.
Отмывает он, не спорим, здорово, но вдыхать его, поверьте, совсем не полезно. Поэтому для мытья зеркал и стеклянных поверхностей внутри жилья лучше выбрать безаммиачные средства, а мыть окна стоит только при крайней необходимости.
Итак, подытоживая нашу статью, можно сказать, что окружают нас вещи, хотя и с детства знакомые, но не менее опасные, чем дикие просторы природы. К счастью, мы не новички в городских джунглях и знаем пути, как обезопасить себя и близких от вредных факторов, не поступаясь привычным комфортом. Для этого просто надо знать и неукоснительно выполнять ряд очень простых правил, о которых мы и рассказали в этом небольшой статье.
Софья Довгалевская, по материалам пресс-службы КБЕ