Экономика, если следовать буквальному переводу с греческого, – искусство ведения домашнего хозяйства. Если взять шире, это выбор оптимальных способов ведения любого хозяйства, будь то отдельная квартира или целая страна. В таком контексте экономика офиса (не важно, какого он размера!) мало чем отличается от привычного быта: нужно просто следить, чтобы траты соответствовали доходам.
Впрочем, не будем лукавить: добиться этого в условиях растущих коммунальных и арендных платежей очень и очень непросто. Ведь нужно пройти между Сциллой расходов на поддержание необходимого рабочего комфорта и Харибдой неуклонно растущих цен на электроэнергию, тепло, воду, канцелярские принадлежности – продолжать можно долго.
Очевидно, что, как и в обычном домохозяйстве, возможностей свести концы с концами всего две – увеличить доходность и снизить издержки. С первым всё более-менее ясно – эффективность бизнеса зависит от личных качеств руководителя, профессионализма работников и рыночной конъюнктуры.
Сложнее с уменьшением издержек: зачастую это требует довольно серьезных изначальных вложений, которые, правда, окупают себя сторицей. Ведь при оптимизации расходов речь прежде всего идет о сокращении ресурсопотребления офиса – воды, тепла, электричества. Оно, в свою очередь, требует определенных технических преобразований.