Марокканский стиль – актуален во всем мире, его можно встретить в домах известных людей в Европе, в Америке или Австралии. Он прочно удерживает лидирующее место, легко узнаваем и становится весьма популярным в России, особенно в индустрии развлечений, например в оформлении интерьеров ресторанов, баров.
Марокко – страна, расположенная на северо-западе Африки. От Европы ее разделяет 14 км. Гибралтарского пролива.
Страна эта уникальна и самобытна, начиная от климатических особенностей и заканчивая культурным наследием. Марокканцы говорят, что в Марокко в один день можно побывать в четырех сезонах. Утром – искупаться в Атлантическом океане или Средиземном море, днем – покататься на лыжах в горах Верхнего Атласа, а вечером – быть в Сахаре.
Стилистика марокканского стиля также многогранна и очень гармонична, несмотря на смешение многих культур (стилей). Это дает простор для дизайнеров и декораторов со всего мира. Побывав в Марокко, я бы назвала эту страну “кладезем идей” для “нашего брата” – декоратора.
Для того чтобы понять от куда, что взялось в данном стиле нам нужно немного вернуться к истории.
История региона, составляющий современный Марокко, образована взаимоотношениями коренного населения – берберов и различных народов, успешно вторгавшихся в страну. Впервые берберы упоминаются в истории Африки как грабители, подчинившие себе все торговые пути через Сахару, а первыми из чужестранцев были финикийцы, которые основали торговые города на Средиземном побережье (XII в. до н.э.).
Позднее их колонии были захвачены и расширены карфагенянами. Во II в. н.э. Римская империя завоевала Карфаген, что привело к господству римлян на Средиземноморском побережье Африки. Наступил период относительного мира.
Берберы расселились в городах на побережье и в III в. н.э. приняли христианство.
Правлению Византии положили конец арабы, вторгшиеся в Марокко в 682 г., осуществляя распространение власти ислама. Который существенно повлиял на жизнь магрибцев.
Ислам был идеологическим и организационным связующим, для обеспечения караванного пути из Индии в страны Средиземноморья, вдоль берега Красного моря. Он объединил племена и стер различия между ними.
На основе создания общего культурного пространства Ислам и художественные традиции разных народов обогатили друг друга, а некоторые национальные жанры и сюжетные линии, например поэтические, приобрели общемусульманское значение. Впитав в себя культуру персов, сирийцев, иудеев, и других народов, населявших завоеванные земли, арабо-мусульманская культура стала единой.
В то время Марокко становится центром империи, охватившей современный Алжир, Тунис, Ливию и большую часть территорий современных Испании и Португалии.
Распад империи начался в XIII в. после вторжения испанцев, а к середине века страну захлестнули беспорядки и гражданские войны между берберами и арабами.
Возрождение Марокко началось XVI-XVII вв. и считается золотым веком для страны, в основном благодаря развитию торговли, ремесла, мануфактурного производства и судоходства, что благоприятно сказалось на развитии искусства и архитектуры. В это время враждующие регионы страны стали объединяться.
Период экспансии на побережье Марокко начинается с вторжения испанцев и португальцев в порт Сеута в 1415 году.
Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента, привлекала внимание колониальных держав – Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. В результате, в конце XIX в. регион оказывается в колониальной зависимости.
Европейские компании и поселенцы занимают наиболее плодородные земли, устанавливают контроль над банками, а также над большинством промышленных и крупных торговых предприятий. Иностранцы добывают полезные ископаемые, строят железные и шоссейные дороги, развивают связь и расширяют порты; строят школы и лицеи, распространяя европейские знания.
В то время, основную массу населения составляли – крестьяне, и попытки освободиться от влияния европейских государств были малорезультативными, и к тому же африканские государства были в финансовой зависимости от Европы. И все-таки в 50-60 годы XX столетия североафриканские государства получили независимость.
Значительное влияние на культуру Марокко в этот период оказали Франция и Испания. Франция владела большей частью Марокко, и соответственно внесла наиболее значительный вклад в историю государства.
Первый французский наместник, маршал Луате, с уважением относился к культурным традициям Марокко, он не стал разрушать и перестраивать существующие города, а построил новые – французского типа. Французы не навязывали свои архитектурные каноны.
Они оставили нетронутыми старинные кварталы в центре. Сохранились шумные базары, узкие улочки, городские дома с замкнутыми внутренними двориками – традиционные арабские “риады”.
Во многих домах, спроектированных французскими архитекторами, можно увидеть арабский орнамент – мозаику, выложенную из плиток, деревянную резьбу, фризы со сложной лепниной, деревянные потолки. Подлинный шедевр архитектуры – вилла построена художником Жаком Мажорелем, в 20-х годах прошлого века.
После его смерти усадьбу приобрели Пьер Берже и Ив Сен-Лоран. Пройдя длительную реставрацию – дом возродился, удачно соединив ориентализм и модернизм.
Французские архитекторы и ранее участвовали в проектировании зданий различного назначения, на территории современного Марокко.
В Касабланке на берегу океана стоит одна из самых больших и прекрасных мечетей мира – мечеть Хасана II. Это самая западная и вторая в мире по величине мечеть после Мекки. Ее архитектор – француз Мишель Пинсо – даже не был мусульманином.
Значительный вклад в популяризацию марокканского стиля внесли художники – импрессионисты, в частности – Анри Матисс.
Так, что такое длительное пересечение, взаимовлияние и взаимопроникновение разных культур не могли не сказаться на развитии культуры в стране, и как следствие на формировании марокканского стиля. Марокко – это синтез несоединимого, интернационального, современного и неизменного – уходящего вглубь веков.
Марокканский стиль условно можно разделить на два направления: берберский и испано-мавританский (андалузский).
Берберский – простой и лаконичный, немного грубоват по исполнению. Он разительно отличается от пышного испано-мавританского. На протяжении тысячелетий искусство берберов сохраняется в первоначальном – примитивном виде, где основными являются утилитарные задачи.
И никакие цивилизации, даже доминирующая – мусульманская культура не смогли оказать на него заметного влияния.
Марокканский стиль предполагает неожиданное разнообразие дизайна: от наивного до утонченного. Использование этого стиля одинаково будет уместно в роскошном особняке и простом жилище. Основным требованием при создании интерьера в данном стиле должны быть импровизация и смелое использование возможностей материала.
Если вам хочется создать уют и внести утонченную экзотику в интерьеры своего дома (и не только) попробуйте использовать Марокканский стиль, и вы не будете разочарованы. А чтобы быть уверенным в своем выборе – давайте подробно разберем составляющие для создания этого стиля и погрузимся в пьянящую атмосферу этой Североафриканской страны.
Колористика данного стиля – это сочетание теплых тонов охры, терракоты, песочного, белого с контрастными – кобальтово-синим, ультрамарином и изумрудно- зеленым. Как акцент – красный, фиолетовый. Основная идея создать вибрирующую игру цвета.
Это гармоничное столкновение живых оттенков – действует возбуждающе, задает интерьеру характерную импульсивность.
Стены и потолок:
Как правило, это теплый цвет стен, возможно использование традиционной марокканской штукатурки “ТАДЕЛАКТ”. Благодаря ей, стены получаются похожими на мрамор.
Таделакт – это глянцевая минеральная штукатурка для устойчивых к воздействию воды поверхностей, для внутренней отделки по традиционной марокканской технологии из смеси песка, негашеной извести и земляных пигментов. Берберы в Марокко работают очень простыми, но, тем не менее, эффективными инструментами.
Важнейшим из них является камень, и чем дольше он используется, тем более гладким и ценным это покрытие становится. В нашем случае возможно применение венецианской штукатурки (stucco veneziano).
Декораторский прием – окрашенные поверхности стен в контрасте с резным фризом на верхней части стены или с декоративной резной вставкой очень актуален в данном стиле. Причем тоновое и цветовое решение может быть как родственное, так и контрастное. Например – белые стены и белый фриз, или синие стены и белый декоративный фриз.
Марокканцы активно используют в нижней части стены мелкую глазурованную плитку “ZELLIJE” (“ЗЕЛИДЖ”). Разноцветная плитка имеет размер не больше 3х3 см., и уложена в геометрические мозаики с самыми необычными и сложными узорами.
Исторически этой плиткой облицовывали – камины, фонтаны, бассейны, полы, лестницы и даже столешницы. В Марокко можно встретить множество храмов, где в интерьерах активно используется данная техника. В современном интерьере – можно “разбавить” мелкую плитку с плиткой более крупного формата.
Потолок может быть оформлен несколькими способами в зависимости от назначения помещения, например:
После дерево покрывают известкой, чтобы создать ощущение пространства и защитить дерево от грибка и паразитов.
Это очень трудоемкая техника и соответственно дорогая, но она этого стоит. Интерьер с таким потолком или фризом на стене производит незабываемое впечатление. Данное решение смотрится великолепно – при высоких потолках.
Еще одной функциональной особенностью марокканского интерьера – является наличие многочисленных ниш, которые заменяют привычные полки и шкафы. И конечно стрельчатые арки, для которых необходима большая высота помещения.
Полы:
На полах, марокканцы используют, все ту же технику “ZELLIJE” (“ЗЕЛИДЖ”), что и на стенах. Также актуальны в данном стиле – терракотовая плитка и каменные полы, применение их вызвано климатической необходимостью. При нашем климате можно заменить плитку – линолеумом.
Но если есть большое желание облицевать пол керамической плиткой в жилых помещениях – рекомендую использовать “теплые полы”.
Текстиль и аксессуары:
Особой темой в марокканском интерьере – является ARTISANAT (с французского – ремесленные изделия). Причем, изделия могут быть разного качества и для разных сословий, как для простых людей, так и для принцев и королей.
Большой популярностью пользуется резная мебель, мебель – расписанная вручную. Инкрустированные перламутром, деревом, костью верблюда или мельхиором резные сундуки и рамы для зеркал.
Фонари из чеканки с цветными стеклышками; светильники из кожи верблюда на металлическом каркасе. Ковры – выполненные в самых разнообразных техниках ткачества; керамика; пуфы из кожи и многое другое.
Текстиль одна из основных составляющих марокканского стиля. Изобилующее наслоение тканей, вышитых подушек и ковров должны создавать атмосферу покоя и гармонии.
И конечно, для пикантности (если позволяет архитектура здания, помещения) добавить в интерьер фонтан и оконные ставни из темного резного дерева или кованые решетки.
Марокканская культура многолика. Традиции бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. До сих пор настоящие мастера своего дела: будь то изготовитель светильников или сундуков, мастер резьбы по дереву или скорняк, – все они работают вручную, вкладывая в производство частицу своей души. Поэтому интерьеры, наполненные предметами декора, выполненными марокканскими ремесленниками, имеют особую – живительную ауру, которая необходима для восстановления моральных и физических сил современного человека.
Предоставлено Студия авторского интерьера ELEN STUDIO
Все права защищены. При копировании материалов сайта “ELEN studio” – прямые ссылки на страницу c первоисточником и портал “Ваш дом” – обязательны!!!.
Перепечатка и иное копирование материалов допускается только с письменного разрешения автора статей или службы поддержки портала “Ваш дом”.