Подготовлено компанией Research.Techart
На рынке отделочных материалов все большее число потребителей в разных странах мира отдают свои предпочтения изделиям из древесины, нежели продуктам из пластмассы. Эта тенденция легко объяснима: дерево – экологически чистый продукт, обладающий высокими эстетическими свойствами. Более того, древесина в отличие от металлов и сырья для пластмасс является восстанавливаемым ресурсом, запасы которого при грамотном использовании оказываются неисчерпаемыми.
Между тем основной недостаток натуральной древесины заключается в низких физико-механических и эксплуатационных характеристиках. Это ограничивает возможные сферы применения древесины, а также приводит к необходимости постоянного ухода за деревянными изделиями. Задача улучшения характеристик древесины является одной из ключевых в современной мировой деревообрабатывающей промышленности.
Одним из вариантов решения является так называемая активная модификация, т.е. химическая или биологическая обработка древесины (объемная или поверхностная). Активная модификация предусматривает изменение структуры древесины путем введения или нанесения на поверхность специальных химических элементов.
Набор методов, представляющий эту группу, является достаточно эффективным и по соотношению “цена/качество” считается оптимальным и предпочтительным. Тем не менее химически или биологически обработанная древесина теряет изначальную абсолютную экологичность.
Методы пассивной модификации древесины, к которым относится и процесс создания термодревесины, не предусматривают введение в структуру дерева каких бы то ни было добавок. Процесс модификации происходит только за счет обработки экологически чистыми элементами: водяным паром или природными растительными маслами.
После обработки материал остается таким же экологически чистым, каким был до процесса обработки. Одновременно улучшаются его физико-механические характеристики и декоративные свойства.
Российский рынок термодревесины находится в стадии зарождения, хотя усилия производителей и поставщиков оборудования уже привели к популяризации этого материала среди строителей и дизайнеров. В настоящее время наблюдаются активные процессы импортозамещения и формирования каналов сбыта российскими производителями изделий из термодревесины.
В настоящее время в России насчитывается более 20 производителей термически обработанной древесины, около половины из которых вышли на рынок в 2006-2009 годах. Каждый год на рынке появляются новые заводы.
Потенциальная годовая производительность российских компаний составляет около 60-65 тыс. куб. м термодревесины в год, что всего на 20-25% меньше объема производства компаний-членов Финской ассоциации Thermowood.
В начале века на рынке доминировала импортная продукция, которую зачастую завозили по собственным каналам профессиональные дизайнеры из Европы. По мере открытия российских производств акцент сместился в сторону отечественной продукции, и сегодня доля импортной термодревесины в общем объеме продаж крайне мала. Среди иностранных производителей, представленных на рынке, можно отметить Lunawood Oy (Финляндия, www.lunawood.fi), Brenstol (Эстония, www.brenstol.ee) и Burkle Leisten & Profile GmbH (Германия, www.buerkle-leisten.de).
Объем рынка термодерева в настоящее время можно оценить в 35-45 млн. евро.
Рынок термодревесины в России постепенно становится все более зрелым. Об этом свидетельствуют присущие ему тенденции, наиболее важной среди которых является переход от сервисных услуг термической обработки к выпуску готовых изделий из термодревесины.
Выпуск готовой продукции свидетельствует о том, что производители уверены в возможности ее сбыта, т.е. первичный спрос на материал уже сформирован.
Наличие готовых изделий позволяет не только формировать складскую программу и оперативно отгружать товары заказчикам, но и налаживать сети сбыта термодревесины.
Сегодня все большее число производителей имеют дилерские сети и готовы инвестировать в их развитие. Расширение класса посредников – это важная тенденция, свидетельствующая о прохождении рынком начальной стадии развития.
Возможность выпуска готовых изделий предопределяет простор для маркетинговой деятельности компаний. Один из компонентов маркетинговой активности – создание собственного бренда, под которым выпускается термодревесина.
Среди удачных примеров можно отметить “Бикос” (www.termoderevo.ru), “ДревМаркет” (www.drevmarket.ru), “ТермоДрев” (www.termodrev.ru), “Термо Куб” (www.termocube.ru), “ТМД” (www.t-mw.ru) и “Thermodecking” (www.thermodecking.com)./p>
Что касается потребителей, то в настоящее время в России можно выделить следующие группы потребителей термодревесины:
Основными потребителями термодревесины можно считать строительные организации, применяющие термодревесину в качестве отделочного материала на элитных объектах коммерческой недвижимости (офисы, гостиницы). Кроме того, пока материал является инновационным для рынка, он будет иметь спрос среди дизайнеров интерьера и ландшафтных дизайнеров.
Статья подготовлена на основании информации
маркетингового исследования рынка термодревесины,
выполненного Research.Techart 12 июля 2010 года