Содержание
Перспективность производства коммерческого и полукоммерческого линолеума определяется высокими темпами роста рынка, невысоким уровнем конкуренции и, как следствие, относительно высокой по сравнению с бытовым линолеумом нормой прибыли.
Что такое коммерческий линолеум?
В розничной торговле для удобства потребителей подразделяют линолеум в зависимости от области применения на бытовой, коммерческий и полукоммерческий. Со временем данная классификация широко стала применяться и в производственной практике.
Коммерческий линолеум может быть как гомогенным, так и гетерогенным. В зависимости от назначения он может иметь различную подложку или не иметь ее вовсе. Основой такого покрытия является полиуретан, который отличается стойкостью к истиранию.
По сроку службы коммерческий линолеум близок к кафельной плитке и мраморным плитам. Рисунок таких покрытий в отличие от бытовых линолеумов в большинстве случаев не имитирует натуральные материалы (паркет, дерево, мрамор и т. д.) Стандартный вариант – что-нибудь мелкозернистое или одноцветное (может использоваться не более 3-4 цветов).
По горючести это покрытие относится к группе материалов с медленным распространением пламени (вне источника открытого огня коммерческий линолеум мгновенно затухает, а при горении не выделяет высокотоксичных соединений.)
Среди коммерческих покрытий встречаются материалы с особыми свойствами – при производстве такого линолеума заранее задаются какие-то специфические свойства: повышенное звуко-, гидро- или электроизоляция, термо- или холодоустойчивость, устойчивость к агрессивным средам и т.д. Конечно, обычные линолеумы тоже обладают практически всеми перечисленными характеристиками, но покрытия специального назначения значительно превосходят серийные образцы по этим показателям.
В качестве примера можно привести следующие покрытия:
- противоскользящие покрытия (в состав их защитного слоя входит графитная или карборундовая крошка). Линолеум с добавкой корунда в защитном слое отличается чрезвычайной износостойкостью и повышенным поверхностным сцеплением – на нем не скользит даже самая скользкая обувь;
- токопроводящее покрытие (с графитными включениями в основном слое);
- антистатические линолеумы с вкраплением нитей углерода в структуре используются для снятия статического электричества с поверхности пола в операционных залах банков, вычислительных центрах и других помещениях, где одновременно включается и работает большое количество электроаппаратуры;
- шумопоглощающие покрытия (они имеют очень толстую подложку из пробки или полимеров).
Защитный слой гетерогенных коммерческих линолеумов прочнее, чем у бытовых (до 0,8 мм). Коммерческие ПВХ – покрытия используют в помещениях с высокой нагрузкой по показателю износостойкости: в крупных офисах, магазинах и даже производственных помещениях, промышленной сфере.
Что значит полукоммерческий линолеум?
По своим эксплуатационным характеристикам данный вид линолеума занимает промежуточное положение между двумя предыдущими типами линолеума и предназначен для небольших офисов, гостиничных номеров, больничных палат и других помещений подобного рода. Также данный линолеум может использоваться и в бытовом секторе – полукоммерческие покрытия на порядок выше бытовых, что объясняется наличием более прочной подосновы и более практичным верхним слоем.
Данный линолеум представляет собой, как правило, цветные виниловые чипы разных размеров, залитые смесью прозрачного ПВХ и полиуретана. Такой слой образует рельефную поверхность, которая делает их нескользкими и даже позволяет скрыть незначительные дефекты пола.
Значительный потенциал импортозамещения
Производство полукоммерческого и коммерческого линолеума в России появилось сравнительно недавно, поэтому более половины рынка – около 60% – формируется за счет импортной продукции. Если же рассматривать только коммерческий линолеум, то до 2006 года, когда ЗАО “Таркетт Рус” перенесет выпуск известной коллекции “Acczent” в Россию, доля импорта составляла 93%.
Прогноз развития рынка
Наиболее перспективным развитием предприятия является ориентация на производство полукоммерческого и коммерческого линолеума, что обусловлено следующими факторами:
- невысокая конкуренция со стороны отечественных производителей;
- наличие естественных барьеров (например, транспортные расходы) на пути проникновения конкурирующей продукции (недорогого износостойкого линолеума) зарубежного производства;
- относительно большая по сравнению с бытовым линолеумом норма прибыли, определяемая сложившимися на рынке ценами и заводской себестоимостью продукции.
К выше перечисленным факторам можно добавить, что, несмотря на название исследуемых видов линолеума, их можно использовать и в бытовой среде, а, следовательно, предлагать в качестве бытового линолеума с улучшенными качественными характеристиками. Однако в данном случае следует обратить внимание на возникающие ограничения.
Прежде всего, это стоимость, которая гораздо выше стоимости бытового линолеума на 93,1%. Во-вторых, в данной ценовой нише появляется конкурент – заменитель – ламинат.
По словам торговцев, оба эти покрытия одинаково прочные: выдержат каблуки-шпильки, ролики, колеса-велосипедов, когти домашних животных – следов не останется. Мебель можно смело двигать – царапин не будет. На солнце не выгорают. А теперь о недостатках.
Для линолеума необходимым условием будет такая операция, как цементно-песчаная стяжка полов, так как коммерческий линолеум, как в прочем и ламинат, нельзя класть на “кочки” и “бугры”. При укладке ламината обязательно нужна подложка – она выполняет звукопоглощающую функцию, а коммерческий линолеум может быть выполнен на ТЗИ подоснове.
Но главным недостатком ламината является возможность повреждения при намокании (его можно мыть только хорошо отжатой тряпкой), тогда как коммерческий линолеум можно мыть как корабельную палубу. И еще один момент – цветовая гамма.
Ламинат – это, как правило, имитация “под дерево”. Цветовая гамма линолеума дает волю фантазии на все 100%. В данном случае возможна как имитация “под дерево” (характерная для жилых помещений), так и различные цветовые решения, комбинации которых позволяют преобразить и домашний и офисный интерьер “в одночасье”. Таким образом, полукоммерческий и коммерческий линолеум в век безумных идей в дизайнерском направлении (когда хочется не только практичности, но и нестандартности) является достаточно перспективным напольным покрытием.
Рынок полукоммерческого линолеума в ближайшем будущем сохранит свою положительную динамику развития, при этом среднегодовой темп прироста составит 9,4%. В целом к 2010 г. потребление полукоммерческого линолеума вырастит на 56,6% по отношению к 2005 г. Следует обратить внимание, что внутреннее производство будет расти более быстрыми темпами, что связано как с появлением новых игроков (в 2006 г. в сегменте полукоммерческого линолеума планирует появиться “Мосстройпластмасс”), так и с вводом новых мощностей на ЗАО “Таркетт Рус”.
Последний фактор может внести некоторые коррективы в предложенный прогноз. В случае дальнейшего развития ЗАО “Таркетт” по налаженной схеме – полная загрузка мощностей, может произойти эффект перепроизводства (объем внутреннего производства составит порядка 62 млн. м2). В данном случае вся произведенная на предприятии продукция будет скапливаться на складах гигантской мощности Таркетт, что приведет в последствие к снижению темпов производства предприятия и росту продаж.
Внутреннее производство коммерческого линолеума также будет расти более быстрыми темпами. Причины? Прежде всего, появление новых производителей в данном сегменте.
Это ЗАО “Таркетт Рус”, у которого есть все шансы занять место лидера на рынке, “Стройпластмасс – СП”, “Камертон”. Учитывая, что “Таркетт” начнет постепенную загрузку мощностей, внутреннее производство начнет расти в среднем на 20% в год.
При этом основной рывок для рынка будет в 2006 г., когда объем внутреннего производства за счет выше рассмотренных факторов увеличится практически в пять раз. Кроме того, выпуск на ЗАО “Таркетт Рус” коллекции “Acczent” приведет к сокращению доли импорта.
Потребление коммерческого линолеума будет расти в среднем на 14,2% в год. При этом до 2008 г. будет наблюдаться некоторое снижение темпов прироста, вызванное ситуацией на рынке ламината и в сфере строительства.
Начиная с 2008 г. прогнозируется резкое сокращение темпов развития рынка основного соперника линолеума, что позволит расти потреблению линолеума более быстрыми темпами. В 2010 г. по отношению к 2005 г. емкость коммерческого линолеума вырастит на 95,1% и составит 32 млн. м2.
Таким образом, в ближайшее время производство полукоммерческого и коммерческого линолеума будет достаточно рентабельным и в краткосрочной перспективе на рынке полукоммерческого и коммерческого сложится следующая ситуация:
- средний темп роста рынка полукоммерческого линолеума в натуральном выражении составит 9,4%, коммерческого – 14,2% в год;
- уровень роста рынка в денежном выражении будет несколько выше, что связано с инфляционным ростом стоимости данной продукции и колебаниями в структуре потребления;
- импортный полукоммерческий и коммерческий линолеум будет постепенно вытесняться продукцией отечественных производителей, что приведет к постепенному сокращению импорта в общей емкости российского рынка;
- будет происходить изменение соотношения между объемами потребления бытового, полукоммерческого и коммерческого линолеума;
- наиболее высокими темпами будет развиваться потребление полукоммерческого линолеума.
На фоне сокращения объемов потребления бытового линолеума и стремления современными дизайнерами создать неповторимый вариант отделки (который не только эстетически привлекателен, но и практичен) производство полукоммерческого линолеума выглядит просто необходимым. Особую актуальность данное производство представляет для существующих производств бытового линолеума. Барьеры входа на рынок для данных предприятий значительно ниже в силу наличия опыта, ресурсов, технологий, необходимых для производства линолеума.
Статья предоставлена Академией Конъюнктуры Промышленных Рынков