На одном из заседаний президиума Госсовета РФ и морской коллегии Владимир Путин подчеркнул необходимость создания в России мощных логистических центров.
Интерес к этой проблеме понятен: без наличия подобных объектов нормальное экономическое развитие любого государства невозможно. Ни одна страна не может и не умеет «работать с колес»; необходимо значительное количество специально оборудованных площадей, где могли бы храниться самые разнообразные товары.
При этом времени на «раскачку» практически нет: российская экономика, демонстрируя уверенные темпы роста, требует соответствующие логистические объекты уже сейчас.
Большая переделка
Решить назревшую проблему можно лишь двумя путями: реконструируя и расширяя возможности уже имеющихся складов и строя новые. Со времен Советского Союза России досталось немало складских площадей, чье состояние, как правило, оставляет желать лучшего.
Взять, например, остро стоящую в столице проблему современных продуктовых хранилищ. В настоящее время свои услуги «морозильников» в Москве предлагают 13 старых хладокомбинатов.
При этом четыре из них, по оценкам Российского союза предприятий холодильной промышленности, эксплуатируются более 10 лет, пять хладокомбинатов – более 70 лет и один – более 90 лет. Средний износ основных фондов составляет 64%. Помимо существенного технического износа, хладокомбинаты устарели морально, и их реконструкция неэффективна.
Временным выходом становится модернизация отдельных складов. «Из-за того, что товара стало намного больше, и склад был постоянно переполнен, нам потребовались эффективные решения для расширения используемой площади. Подсчитав, что, переконструировав систему стеллажей, мы сможем получить на той же самой площади дополнительные места для складирования, мы попытались без больших затрат увеличить производительность склада», – говорит руководитель по логистике эстонской фирмы Месrо AS Ало Бернстейн.
В результате переустановки стеллажных полок на складе данной компании освободилось место ещё для 500 поддонов. Впрочем, как считает Ало, использование скрытых резервов лишь ненамного отсрочит необходимость организации нового складского комплекса. “Если наш оборот по-прежнему будет расти, то появятся новые возможности подумать о расширении. В качестве одного из альтернативных вариантов рассматриваем строительство центрального склада в Риге, на котором нашла бы прописку часть товаров и нашего склада”, – сказал Бернстейн.
Как показывает практика, экономически эффективна лишь незначительная реконструкция складов советского периода. Как отмечает заместитель генерального директора холдинга «Охта Групп» Константин Ковалев, «советские склады создавались для хранения товара, что было связано с реализацией основной функции складирования в плановой экономике — компенсации неравномерности потребления. Как результат, основные признаки этих объектов логистической инфраструктуры — маленькие ворота, узкие проходы между стеллажами и неудобная инфраструктура».
Всё это не отвечает современным требованиям, а значит, единственным выходом радикально изменить ситуацию становится строительство новых комплексов.
Бумаги против строительного «бума»
Одной из главных проблем на пути быстрого строительства является «бумажная волокита». В первую очередь, это касается согласования проекта, которое может длиться бесконечно долго.
Как отмечает Марина Журкевич, генеральный директор логистического комплекса «Интертерминал», при строительстве своего объекта «мы столкнулись с двумя подходами в проектировании: современными, представленными различными архитектурными мастерскими, и школами советского образца в лице проектных институтов. Склады, построенные с учетом подобных ГОСТов, потенциально готовы выдержать любые перегрузки, а сами проекты легко проходят госэкспертизу».
Тем не менее, по мнению специалиста, проекты, созданные по «старым лекалам», хоть и согласуются легче, но менее эффективны на практике. В противоположность им есть идеи, предлагаемые современными архитекторами. Они более адаптированы к существующим нуждам, но имеют и значительно больший срок согласования.
Таким образом, налицо дилемма: выбрать «проверенный», но часто не идеальный по эффективности проект или наиболее рентабельное сооружение с долгими сроками согласования.
Есть и третий путь: сегодня некоторые производители предлагают проекты с уже готовым пакетом документов. Например, к числу таких решений относятся быстровозводимые здания из легких металлоконструкций компании Ruukki, ведущего европейского производителя решений из металла. «Наша особенность в том, что мы предлагаем сразу инфраструктурное решение, к тому же обеспеченное всей необходимой документацией.
Строительство можно начинать сразу, параллельно с оформлением в соответствующих инстанциях. Например, человек хочет сделать производство, начинает думать – проект, железобетон и т.д.
А у нас уже есть решение, и в течение 3-4 месяцев мы уже можем предложить готовое сооружение с пакетом документов. Подобно тому, как покупается холодильник, можно купить промышленное здание. Оно быстро вводится в оборот и быстро дает отдачу.
Это очень ценно для предпринимателей», – отмечает генеральный директор российского подразделения Ruukki Conctruction Сергей Чернышев. Такой подход позволяет значительно уменьшить сроки всего строительства, а значит, и снизить его стоимость.
Всё складывается быстро
Быстровозводимые здания из легких металлоконструкций обретают всё большую популярность не только благодаря «бумажной» стороне вопроса. Уникальность таких конструкций – в скорости возведения, отсутствии сезонности работ и высокой степени заводской готовности.
Как правило, полная поставка здания осуществляется в течение шести месяцев. Из них: четыре месяца – проектирование и поставка, два месяца – монтаж.
Например, всего за полгода по технологии Ruukki был сооружен дистрибутивно-складской комплекс одной из крупнейших московских ритейлерских сетей «Утконос». Юрий Соболев, генеральный директор ООО «Новый импульс», компании-заказчика нового комплекса, отмечает: «Будущее зданий для логистики – это, безусловно, здания из металлоконструкций. Высокая скорость строительства комплекса «Утконос» была обеспечена именно применением современных технологий и материалов».
В настоящее время можно не только быстро соорудить металлический каркас здания, но и создать логистический центр «под ключ». В конце 2007 года Ruukki подписала соглашение о поставке стальных металлоконструкций строительной компании YIT для возведения нового логистического комплекса в Санкт-Петербурге. «Полнокомплектные здания, включающие каркасы, фасады и услуги по монтажу, позволяют претворять в жизнь максимально сложные проекты», – отметил Питер Форселл, директор по развитию недвижимости, YIT Lentek.
Быстрота возведения логистического комплекса может быть достигнута как за счет поставок уже практически «готовых» зданий, так и использования современных «скоростных» материалов, например, наливного пола.
«Поскольку сейчас рынок строительных услуг насыщен, мы постоянно ищем различные новшества, чтобы удовлетворить все возрастающие запросы клиентов, – говорит директор строительной фирмы «Артстрой-Тех» Андрей Уморин. – Возник вопрос о поиске такого напольного покрытия, чтобы оно было достаточно прочное и долговечное, а скорость его изготовления – максимальной. Мы стали искать ответ, и вскоре нашли его: это «наливные» полы.
В самом общем виде это специальная жидкая смесь на основе эпоксидных, полиэфирных смол, полиуретана или цемента, которая наносится на бетонное основание. После высыхания она образует слой толщиной от 0,5 до 5 мм, который и служит рабочей поверхностью пола».
Отдельные виды наливных полов позволяют использовать их всего через несколько часов после нанесения.
Еще одна возможность сберечь время – использовать готовые решения «на высоте»: современные системы кровельного покрытия, например, системы «Трасскон» от компании Ruukki. Это готовая унифицированная конструкция перекрытия, которая имеет возможность опираться на колонны из различных материалов (металла, железобетона, кирпича). Конструкция данной системы состоит из несущего основания, пароизоляции, утеплителя и гидроизоляции.
Создав крышу и стены, остается последний шаг: наполнить их «содержанием». В последнее время появились компании, которые в качестве специализации выбирают именно оснащение складов.
Например, фирма «Уральский стиль» из Екатеринбурга не только поставит все необходимые погрузчики, штабелеры и тележки, но и предоставит клиенту профессиональные консультации в области складской логистики. Такой комплексный подход сберегает не только время, но и площади будущего склада.
Так уж повелось, что у нас в стране традиционно противопоставляют два подхода: строить «медленно и основательно» или «быстро и некачественно». Современные материалы позволяют их объединить, взяв только лучшее от каждого приема.
Сегодня можно возводить здания в минимальные сроки в соответствии со всеми требованиями. Нужно лишь иметь аналитический склад ума, чтобы, сравнив все варианты, подобрать нужное решение.
Елена Гришина
Пресс-служба компании Ruukki