Фасады сегодня – модная одежда для здания

Фасады сегодня   модная одежда для здания

Фасад – это одежда здания. А к одежде, помимо красоты и практичности, мы предъявляем еще и соответствие моде. Относится это понятие и к “наряду” зданий – строители всё активнее используют новые, современные материалы и конструкции, созданные по последнему слову строительной науки и техники.

Одним из веяний моды, пришедших к нам из Европы, стали вентилируемые фасады. Главная идея такого фасада – защитить основные несущие стены от перегрева, увлажнения и вредного влияния ультрафиолетового излучения. Навесной вентилируемый фасад образует надежную оболочку перед наружной стеной, обеспечивая гарантируемую защиту от погодных воздействий.

Рассказывает коммерческий руководитель центра “Итальянская студия” – структурного подразделения производственно-строительной компании “Символ” – Владимир Матвеев:

- Вентилируемые фасады представляют собой трехслойные конструкции, состоящие из минераловатного утеплителя, закрепляемого на поверхности стены, воздушной вентилируемой прослойки и декоративно-защитного слоя (керамического гранита), крепящегося по алюминиевому каркасу к наружным ограждающим конструкциям здания. В основе системы высокотехнологичный способ фиксации облицовочной плитки, исключающий ее выпадение.

Данная система снижает потери тепла и таким образом экономит затраты на отопление и кондиционирование. Большой плюс этих фасадов в том, что они долговечны (гарантировано 50 лет), это подтверждено Техническим свидетельством, всесезонны – можно монтировать круглый год. А недостатком можно считать их металлоемкость (и, как следствие, высокую цену) и ограничение по высотности.

Благодаря многообразию видов отделочных материалов, их форматов и расцветок, навесные вентилируемые фасады подходят для любых сооружений, любых архитектурных стилей. Образно говоря, они всем зданиям к лицу. В Челябинске, по словам В. Матвеева, уже много удачных вентилируемых фасадов.

Стекло – материал будущего

Достаточно оглянуться вокруг себя, чтобы убедиться в том, что применение стекла в наружной облицовке зданий имеет огромные перспективы. В чем же преимущества стекла как строительного материала?

По словам директора компании Modern Glass Антона Войцеховича, стекло – очень интересный материал, свойства которого позволяют создавать уникальные архитектурные образы. С каждым днем растет интерес к фасадному остеклению, буквально за последнее время российский рынок вплотную приблизился к уровню западного в производстве светопрозрачных конструкций.

Стекло не только предоставляет возможность создать красивый фасад, но и придать зданию оригинальный облик. Современные технологии придают стеклу, а значит, и фасаду в целом, ряд дополнительных функций, о которых еще недавно мы только могли мечтать – энергосбережение, защита, светоконтроль и даже – самоочищение!

Сейчас много говорят о структурном остеклении. Фасадное остекление, создающее впечатление стеклянной стены, называется “структурным”. Такое остекление позволяет реализовывать самые смелые замыслы архитекторов по проектированию абсолютно любых зданий.

В отличие от традиционного ригельно-стоечного структурное остекление позволяет создавать ощущение легкости и цельности зданий. Это достигается за счет отсутствия профилей на наружной части фасада – видны лишь стекло и заполненные швы шириной до 20 мм.

Швы могут быть одного цвета со стеклом. Кроме того, установка скрытых створок еще больше усиливает впечатление цельности фасада, так как в закрытом положении они ничем не отличаются от глухих элементов. С точки зрения эксплуатационных качеств – водонепроницаемости, теплопроводности, звукоизоляции, долговечности – структурный фасад ничем не уступает традиционным для этого типа объектов методам остекления.

Еще один вид отделки фасадов – система утепления фасадов (или “мокрые фасады”). Об этой технологии нам рассказала директор ООО “ТК “Корат” (официальный дилер завода “ЛАЭС” (Самара)) Татьяна Волкова:

- Фасады должны быть не только красивыми. Мы стремимся с их помощью утеплить здание. Система “Лаэс” представляет собой “пирог”: берется минераловатный или пенополистирольный утеплитель, с помощью специального клея наклеивается на стену фасада, дополнительно укрепляется дюбелями с сердечниками из стали, потом армируется щелочестойкой стеклосеткой, также клеевым составом.

Дальше просто слой декоративной штукатурки. Получается стена – утеплитель – декоративный слой. Это и называется система утепления “мокрый фасад”.

Единственный минус этого способа в том, что работы проводятся при температуре воздуха не ниже +5 градусов.

Но при этом “мокрые фасады” гораздо дешевле вентилируемых, проще согласуются с пожарной инспекцией, хорошо “дышат”, паропроницаемы, имеют больше возможностей по дизайну и цветовому решению и не несут большой нагрузки на фундамент.

Еще один из новых материалов на этом рынке – полимерно-композитные панели. Это алюминиевые панели, между которыми находится полимер. Данные панели приоритетны для современных зданий.

Легкость, жесткость, гладкая поверхность, большой выбор цветов, трансформация листа в любую форму – эти качества композитных панелей представляют широкие возможности их использования для воплощения оригинальных дизайнерских идей. Высокие шумоизолирующие свойства композитных панелей позволяют не применять дополнительную шумоизоляцию, а большие размеры и их готовность к непосредственной установке на фасад позволяют сократить сроки монтажа. К сожалению, такие панели отечественными производителями не выпускаются, их закупают за границей.

Что выбирают потребители

На выбор фасада заказчиком влияет много причин – назначение здания, как оно вписывается в общий ландшафт, частное или промышленное это сооружение. Для многих определяющим фактором становится цена. По мнению руководителя отдела продаж компании “Евролайн” Ольги Жердецкой, клиента интересуют новые энергосберегающие технологии оформления фасадов, но на этапе согласования цены заказчик, как правило, требует упрощения конструкции для того, чтобы не выйти за рамки запланированного бюджета. “После всех расчетов потребитель приходит к решению о применении принятых стандартных технологий”, – отмечает О. Жердецкая.

Наш заказчик, подтверждает В. А. Матвеев, консервативен. Новинки воспринимает неоднозначно, хотя зачастую, если фирма выходит на рынок с какими-то новыми технологиями, она демпингует по ценам.

Но и это не спасает ситуацию – человек хочет знать, есть ли уже здания, где опробованы новые технологии, как они ведут себя в наших климатических условиях, каков срок службы. Расчеты – это одно, а реальность – совершенно другое…

Светлана Спирина, журнал “Строительные материалы и услуги”