Стекло известно людям уже около 55 веков. Самые древние образцы обнаружены в Египте. В Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к 2000 году до нашей эры.
Раскопки свидетельствуют, что на Руси знали секреты производства стекла более тысячи лет назад. А первое упоминание о русском стекольном заводе (он был построен под Москвой возле деревни Духанино) относится к 1634 году.
Несмотря на столь древнюю историю, массовый характер производство стекла приобрело лишь в конце прошлого столетия благодаря изобретению печи Сименса-Мартина и заводскому производству соды. А уж листовое стекло – вещь и вовсе современная.
Технология его изготовления была разработана в нашем веке.
Проверка на выносливость.
Механическую прочность стекла характеризует твердость.
Она же определяет его сопротивление деформации, которая непременно возникнет, если попытаться “внедрить” в стекло более твердое тело (камень, например). Любопытен практический метод определения микротвердости.
В поверхность стекла вдавливается алмазная пирамидка при нагрузке вдавливания от 50 до 100 граммов.
Хрупкость стекла – это его возможность сопротивляться удару. При испытании на хрупкость на образец стекла сбрасывают эталонный стальной шар либо бьют его маятником.
В обоих случаях прочность определяют работой, затраченной на разрушение образцов.
Режем…
Резку стекла выполняют алмазным или твердосплавким стеклорезом.
Алмазный – тот, в оправу которого вставлено зерно алмаза таким образом, чтобы оно имело два угла – тупой и острый. Острый при резке должен двигаться вперед, тогда алмаз свободно скользит по стеклу, не задерживаясь на имеющихся на стекле неровностях.
Если же вести алмаз тупым углом вперед, зерно быстро выпадет или сойдет в сторону со своего места. Чтобы при резке стекла не приходилось постоянно пользоваться транспортиром, замеряя угол наклона алмаза, на оправе стеклореза делают особую метку, которая при резке всегда должна быть обращена к линейке.
Но какой бы твердый не был алмаз, и он со временем тупится. Тогда приходится обращаться за помощью к ювелиру (или часовщику), чтобы он перевернул зерно на другую грань.
Твердосплавкий стеклорез обычно бывает трехроликовым. Ролики и есть режущая часть.
Каждый из них рассчитан на резку 350 погонных метров стекла. После сильного затупления ролик точат на специальном бруске с алмазной пылью или электроточиле.
Различные фигуры из стекла можно вырезать самодельным “карандашом-стеклорезом”, сделанным из древесного угля.
Уголь растирают в ступке в мелкий порошок и замешивают его в гуммиарабике (вязкая прозрачная жидкость, выделяемая некоторыми видами акаций; растворяется в воде, образуя клейкий раствор). Полученное густое тесто раскатывают в крупные палочки и хорошо их просушивают.
Непосредственно перед резкой край стекла надпиливают трехгранным напильником. Затем зажигают карандаш с одного конца и касаются им надпиленного края стекла. Горячим кончиком карандаша ведут в нужном направлении.
По образовавшимся трещинам стекло легко лопается.
Сверлим…
Стекла, как и люди, стареют – со временем увеличивается их хрупкость.
Поэтому при работе со старыми стеклами их сначала надо промыть, просушить, протереть тряпкой, чуть смоченной скипидаром, и снова просушить, защитив от пыли.
Отверстия в стекле лучше всего делать с помощью ручной дрели, так как при работе электроинструментом стекло в месте сверления сильно нагревается.
Сверла используют в основном алмазные. Центр сверления намечают “крестиком” с помощью стеклореза. Роль смазки выполняет технический скипидар, в котором разведена канифоль.
Первую каплю этого раствора наносят на “крестик”, а затем постепенно добавляют уже при сверлении, так чтобы углубление всегда было заполнено смазкой.
После просверливания на 0,7-0,8 толщины, когда острие почти выходит на другую сторону, стекло переворачивают.
Легким ударом острия сверла вводят его в просверленный конус и продолжают работу “до победного конца” уже с другой стороны. Такая “хитрость” позволяет избежать трещин, получения неровных краев отверстия, а также уменьшить его конусность.
Существуют и другие способы сверления стекла.
Делаем витраж.
Традиционная технология изготовления витражей сложна, дорога, и под силу лишь опытным мастерам-художникам.
Но если у вас “руки растут откуда надо”, то украсить дверь самодельным витражом из битого стекла на силикатном клее будет вполне под силу. Сначала разрабатывают рисунок будущего “произведения” (выполняют на листе бумаги в натуральную величину и в цвете).
Затем наклеивают его с обратной стороны стекла, на котором будет выполняться витраж, “лицом” вниз.
После этого тонкой кистью с быстросохнущей краской черного, темно-синего или темно-коричневого цвета наносят контуры изображения.
Цветное стекло для витража можно получить из подручного материала (зеленое и коричневое – из разбитых бутылок, красное – из светофильтров либо от автомобильных фар и т.д.). Подобранные по цвету стекла разбиваются на осколки до размера, необходимого для выполнения декоративного орнамента.
Стекла с наклеенным рисунком укладывают в горизонтальное положение на ровное основание лицевой стороной вверх и протирают нашатырным спиртом.
На подготовленную таким образом поверхность наносят слой силикатного клея и выкладывают мозаику.
Через 4-6 часов поверхность витража заливают сплошным слоем клея таким образом, чтобы он покрывал все выступающие осколки. Клей сглаживает все шероховатости витража, поверхность становится волнистой, блестящей, хорошо видна на просвет.
Раскрашиваем…
“Морозные узоры” на стекле получают с помощью столярного клея. Для этого стеклу сначала придают матовость, обрабатывая песком вручную или пескоструйным аппаратом. На матовую поверхность наносят двух-трехмиллиметровый слой горячего крепкого раствора столярного клея.
Высыхая, клей отрывает тонкую пленку стекла, которая легко снимается щеткой.