Древний Рим. Интересна история развития монолитного строительства. Первый и самый известный пример сооружения с использованием этого метода датируется 118-120 гг. н.э.
В Риме сохранился замечательный памятник эпохи императора Адриана – храм всех богов – Пантеон (зодчий Аполлодор), значение которого в истории искусства огромно. В историю строительства он вошел как пример новаторского подхода, намного опередив свое время.
Римляне первыми начали применять в строительстве бетон. Из нового материала сооружались крупные монолитные конструкции, способные перекрывать широкие пролеты, – так в римской архитектуре появились купола и своды. Строительная конструкция, благодаря новой монолитной технологии, обрела эстетику.
Россия. В начале XX века в связи с поиском новых форм были открыты новые возможности бетона, и традиционная эстетика архитектурной композиции заменилась иной эстетикой конструктивизма. Бетон, а затем и железобетон, с использованием деревянной опалубки давал возможность архитектору творить как скульптору, «лепить» ранее невиданные формы.
Новые технологии появились и в России, причем появились еще в XIX веке, благодаря строительству храмов и дворцов. В 1802 году армированный монолитный бетон был использован при устройстве перекрытий дворца в Царском селе (ныне – г. Пушкин).
В 80-х годах XIX века в С.-Петербурге построили ряд зданий, в том числе здание Госбанка (наб. реки Фонтанки, 70-72), стены и перекрытия которых были выполнены из монолитного железобетона. В это же время были возведены монолитные своды ткацкой фабрики на реутовских мануфактурах (г.
Реутов, ул. Победы), а несколько позже – переходные мостики, бассейн и сводчатые конструкции здания ГУМа.
Начиная с конца 20-х годов в строительную практику внедряются различные монолитные конструкции: оболочки, купола, шатры и т.д. Так, в Москве были построены Центральный телеграф (ул.
Тверская, 7 (1927-1929 гг.)), дом «Известий» на Пушкинской площади (1927-1929 гг.), здания министерств легкой промышленности и земледелия (ул. Садово-Спасская, д.11/1); в Ленинграде – Дом Советов (Московский проспект, 212). Универсальность монолитного строительства позволяла изменять привычные формы, создавая новый архитектурный облик страны.
Московские высотки. После того как в 30-е годы столица лишилась большей части церквей и колоколен, перед архитекторами встала задача создания системы новых отправных точек, связанных с историческим центром.
В то время было уже ясно, что Москва вскоре обзаведется своим метрополитеном. Западный опыт строительства подземки и небоскребов был необходим.
Тщательное изучение метрополитена Нью-Йорка и Парижа, а также небоскребов Чикаго и Нью-Йорка дало возможность последователям создавать более совершенные сооружения. Использование монолитного бетона позволило проектировать футляры пилонных станций (столбы большого сечения, которые служат опорой сводчатых или прямых перекрытий) в зависимости от архитектурного замысла.
Самым ярким примером этого может служить трехзальная станция «Красные ворота». Советское метро превзошло западные аналоги.
В 1947 году было решено возвести небоскребы, ни в чем не уступающие американским образцам, а в идеале их превосходящие (задача едва ли не сходная с той, что была поставлена императором Адрианом при строительстве Пантеона).
До начала строительства высотных зданий в Москве отсутствовала практика возведения сооружений выше 10 этажей. Приходилось строить и проектировать параллельно. Нужно было также учитывать сложную геологию московских грунтов.
Поэтому при всей схожести наших высоток с американскими небоскребами они значительно ниже своих прототипов.
Все «Семь сестер» были заложены в один день, 7 сентября 1947 года – в день восьмисотлетия Москвы: здание МГУ на Воробьевых горах (310 м, имеет сходство с фасадом правительственного здания в Манхэттене (Manhattan Municipal Building)); гостиница «Украина» (200 м); жилой дом на Кудринской площади (156 м, напоминает Кливлендский небоскреб Терминал Тауэр (Terminal Tower)); жилой дом на Котельнической набережной (176 м); административно-жилое здание на площади Красных ворот (138 м); здание Министерства иностранных дел (172 м, есть сходство с Вулворт-билдинг в Манхэттене (Woolworth Building)) и гостиница «Ленинградская» (136 м, аналог здания суда в Манхэттене (Manhattan United States Courthouse)).
«Высотки» были призваны стать символом мощи и несгибаемой воли государства, символизировать победу над фашизмом. Также было важно подчеркнуть, что советская Россия по силе архитектурной мысли и технологиям не уступает США и Европе. Никто не сомневается, что создателям это удалось, и здания той эпохи для нас являются исторически равнозначными кремлевским стенам.