Понятие “экологический стандарт Евро” появилось в 90-х годах прошлого века, когда по инициативе экологических сообществ европейская экономическая комиссия ООН ввела градацию на все транспортные средства в зависимости от уровня их вредных выбросов в атмосферу.
С тех пор сертификат продукции, включающая в себя систему сертификации транспортных средств совершенствовалась. Страны ЕС, Япония и США прошли путь от экологического стандарта Евро 1, введенного в 1992 году, до Евро 5, действующего в этих странах на сегодняшний день. Россия, как обычно, и в этом вопросе, идет своим путем. Движение к улучшению экологической ситуации с транспортом в стране началось в 2006 году, когда Россия приняла стандарт Евро 2 и соответствующий техрегламент к нему. С этого года на ввозимые в Россию автомобили, а также на производимые, начали оформлять сертификат экологического соответствия.
При этом западные страны пользовались стандартом Евро 2 с 1995 года по 1999. Он отличался от Евро 1 более строгими требованиями к качеству топлива и уровню выбрасываемых двигателями токсинов. С 1999 года по 2005 год страны ЕС, Япония и США придерживались экологического стандарта Евро 3, по которому были значительно снижены требования к показателям вредных выбросов в атмосферу. Россия приняла этот стандарт в 2008 году, и действовал он до 1 января 2010 года.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 г. №609 “Об утверждении технического регламента “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ” с 1 января 2010 года все транспортные средства, включая легковые автомобили, автобусы, спецтехнику, должны соответствовать экологическому классу Евро 4.
При импорте автомобилей и при производстве их на территории России начали оформлять Евро 4 сертификат. По экологическим нормам Евро 4 установлены более жесткие требования по уровню и показателям выброса токсинов в атмосферу. Безусловно, переход на Евро 4 в России был сопряжен с многочисленными трудностями, вплоть до переоборудования части отечественного автопрома, и как результат, повышением себестоимости производства автомобилей. Но Россия сделала этот шаг к контролю экологичности транспорта и в настоящее время уже готовится к переходу на еще более современный стандарт Евро 5. Переход на Евро 5 в России планируется в 2014 году.
В настоящее время в России выпускается все больше автомобилей, соответствующих новым экологическим требованиям. Так же, как при введении в 2006 году Евро 2 автопром распрощался с автомобилем “Ока”, не соответствующим тем требованиям, в 2010 году сняты с производства некоторые модификации “Лады”, так как их доработка до приемлемого уровня экологичности была просто бессмысленной.
Эти изменения в сложившейся системе автопрома порой проходили болезненно, но их необходимость оправдана самой жизнью. Экологичные автомобили пользуются все большим спросом у населения. Дополнительным стимулом для автовладельцев является и система налогообложения, завязанная, кроме прочих критериев качества автомобиля, и на их экологический класс: ставки транспортного налога на автомобиль класса Евро 2 выше, чем на автомобиль класса Евро 4.
При оформлении ввозимых из-за границы автомобилей на территорию России предоставление сертификата соответствия Евро 4 обязательно. Для его получения необходимо обращаться в ближайший центр сертификации, причем сертификат будет иметь силу на всей территории России. На основании полученного сертификата в ПТС вносится отметка “Экологический класс”.