ISO 9000 это целая серия стандартов, которые распостраняются на весь мир, они регламентируют способность предприятия к управлению ее возможностями. ISO – International Organization for Standardization, или по-русски международная организация по стандартизации. В ее состав входит технический комитет ТК-176, который и разработал систему стандартов для менеджмента качества. Изначально их разрабатывал британский институт стандартов, результатом которого стал стандарт BS 5750, именно на нем и основывалась международная организация при создании ISO 9000. Международные стандарты ISO 9000, приняты более чем в 90 странах мира. Ими пользуются практически все предприятия. Численность, сфера деятельность и объемы производства не влияют на сам факт применения к деятельности этого стандарта.
Согласно мировой практике сертификацией предприятий занимаются аудиторские компании, которые аккредитованы государственными органами. Наряду с ними существует так же независимая система сертификации. Для европейских стран уже привычно подразумевать стандарт ISO 9001, как обязательный минимальный уровень предприятия. Соответствие этим требованиям говорит о том, что предприятие способно на постоянной основе поддерживать качество выпускаемой ими продукции, а так же делать в процессе своей деятельности определенные выводы, которые оно направляет на улучшение качества и повышения результативности предприятия в целом.
Соответствующие этим стандартам предприятия считаются в некоторой степени надежными на рынке производства и сбыта продукции, однако, на самом минимальном уровне. Без этого они бы просто не смогли попасть на определенный рынок. Цель создания и такого широкого распространения во всем мире этих стандартов является то, что достигнув требованиям этих стандартов, предприятие самоорганизуется, приводит свои документы в надлежащий для потребителя вид, который уже с некоторой степенью гарантирует повышение качества и стремление к будущему развитию самого предприятия-поставщика. Именно на такие отношения, потребитель-поставщик, между компаниями, они и рассчитаны в первую очередь. Периодически эти стандарты пересматриваются международной организацией по стандартизации.
С учетом новых требований и деловых обычаев ISO подготавливает и внедряет в международную систему новые версии этих стандартов. Так новые версии появлялись в 2000, 2004 и 2008 годах. С каждой новой редакцией требования оптимизировались все больше. Все стандарты этой серии помогли и отечественным предприятиям понять и внедрить в собственный оборот такие понятия как внутренний аудит, подход к различным процессам производства, а так же заставили их предугадывать определенные события и вести политику предупреждения негатива.