Ширма – достаточно древнее изобретение, большинством из нас незаслуженно забытое. Это, пожалуй, самый необычный предмет из мебельной экзотики, привезенной в Европу. Ее и мебелью-то не решишься назвать, а скорее подвижной стенкой или складным экраном. История “подвижной стенки” начинается в Китае, именно там в VII веке они появились, а уже в VIII веке перебрались в Японию. В Европу ширмы попадают в XVII веке, вместе с модой на все китайское. В двойственности ее функции – скрывая что-либо за створками, хотя бы отчасти это раскрывать – европейцы сразу увидели не только декоративные эффекты, но и возможности для весьма изящных пространственных игр. Особую популярность ширмы обрели в XIX-XX веках. Планировка квартир того времени требовала деления жизненного пространства на зоны, и ширмы легко справлялись с этой задачей, прикрывая собой то, чего не следовало видеть посторонним.
Открытые пространства современного жилища с их принципами зонирования вновь заставляют нас обратить взор к гостье из прошлого. Вместо сложной конструкции сдвижных перегородок иногда лучше обзавестись ширмой. Она дешевле, ее можно переносить, складывать и убирать. Пространство, организованное при ее помощи, может быть предназначено для самых разных целей. Этот экзотический предмет занимает почетное место в будуарах, спальнях и небольших гостиных, иногда отделяет обеденную зону или подобие офиса. Но настоящая причина любви к ширмам – создаваемая ими атмосфера камерности и уединения. Поэтому чаще всего за створками устраиваются уголки для чтения, беседы или сна. Конечно, это идеальное место для отдыха и общения избранных – узкого круга близких друзей.
В современных интерьерах сохранилось совсем немного старинных японских изделий, и ширм в том числе. Если вам доведется встретить эти уникальные вещи с традиционными мотивами пагод, тигров и драконов, с резьбой по дереву, инкрустациями цветными камнями или росписью по шелку, всмотритесь внимательно в их условный и полный значения, мысли и фантазии рисунок. Они могут состоять из бесчисленного количества створок, но самые распространенные – шести- и восьмистворчатые. Роспись размещалась на уровне глаз, а люди тогда сидели на полу. В отличие от изображений на свитках, гобеленах, пологах и шторах, рисунки на ширмах имеют горизонтальную направленность и переходят со створки на створку. Сюжет росписи следует считывать справа налево. Если вы заглянете за обратную сторону ширмы, то обнаружите, что ее украшает совершенно иной рисунок. Особенно поражают изделия в сложной лаковой технике – кусочки золотой фольги в толстом слое лака не сияют, а мерцают, как в японском доме с его рассеянным светом.
В современных ширмах от исторического прообраза сохранилось немногое. Выпускаемые известными мебельными фирмами, они поражают разнообразием: деревянный или металлический каркас может быть самых причудливых силуэтов, обтянут тканью, бумагой, кожей или заполнен стеклом. Применяется даже кевларовая сетка – высокотехнологичный материал, используемый в космической индустрии.