Сегодня рынок услуг по “обустройству окружающей среды” медленно, но верно формируется, и производство архитектурных проектов стало отлаженным процессом. Появляются ниши и отдельные сегменты, которые стремительно заполняются.
О том, что, помогая человеку обустраивать жилище, офисы и сад-огород, можно неплохо заработать, свидетельствует и обилие специализированных журналов – их в России сейчас около двух десятков. Для развития рынка определенно есть все условия: строительный бум, стабильный платежеспособный спрос, ограниченные возможности насыщения импортной продукцией, низкий порог входа, не требующий глобальных инвестиций, и обилие безработных кадров. “Если раньше люди редко заказывали проект, в основном “евростандарт” делали бригады шабашников, то сегодня большинство владельцев квартир приходит к пониманию, что проект нужен с точки зрения не только идей, но и документации, полезной для строительства”, – считает Михаил Иванов, генеральный директор компании “Бау-Групп”. Архитектура и дизайн определенно выделяются в отдельный рынок.
Свободные и несвободные художники
Архитектурно-дизайнерский рынок вмещает немало игроков: здесь находят приют и крупные комплексные бюро (как государственные, так и частные), свободные художники или индивидуальные предприниматели, фирмы средней руки, избравшие проектирование, выполнение функций представителя заказчика и традиционный авторский надзор за строительством. Во главе высится фигура архитектора-дизайнера, специалиста, которому по силам понять заказчика, предложить ему будущий интерьер в наиболее доступном виде (3D-визуализация, эскизы, чертежи), знающего толк в отделочных материалах и умеющего оперативно подбирать “детали”. Служба дизайнера интересна, креативна и многообразна, отношения с клиентом сложны и порой требуют серьезных психологических навыков.
Независимо от вида собственности и организационно-правовой формы игроки на этом рынке занимаются средовым дизайном – по сути, самыми разными по классу и типу объектами. Есть те, кто успешно осваивает “индивидуальные” заказы, решая самые сложные задачи; есть склонные к “типовым” предложениям (5 вариантов проектов для “панелек”). Одни игроки предлагают широкий спектр услуг, удел других – узкая специализация. Так, например, “Первый макетный цех” успешно занял особую нишу – производство макетов: в любом масштабе и из любых материалов – картона, пенокартона, пластика, пенопласта, дерева, металла. Они изготавливают бумажные и начиненные механизмами, цельные и разборные макеты. Однако, по мнению экспертов, большинство компаний движется к комплексности услуг. В этом бизнесе нередко встречаются “смежные” строительно-архитектурные фирмы, когда дизайнерский отдел организуется внутри “застройщика”. В строительной компании “Бау-Групп” своего архитектурного отдела нет, как следствие, им приходится общаться с огромным числом смежников. “Если клиенту нужен архитектор, мы помогаем ему найти специалистов, а выбор делает он сам”, – говорит Михаил Иванов.
Обратный сценарий: архитектурное бюро “обрастает” строительно-отделочными подразделениями, которые занимаются поставками эксклюзивного оборудования и материалов. Подобные “слияния” – очевидное требование рынка, оба бизнеса достаточно рентабельны (15-25%), потенциально привлекательны. И еще одна причина, уверен Михаил Иванов: “Есть два мнения: удобнее получать услуги “в одном флаконе”, когда заказчик работает с одним и тем же коллективом. Они согласовывают бумаги, сами закупают стройматериалы, выполняют отделочные работы, и эта услуга более качественна с позиции защитников “комплексности”. Клиент получает все в одном окне, ремонтные работы значительно удешевляются (но не всегда). Мы думаем иначе (и, кстати, до сих пор спорим): если архитектурная фирма существует сама по себе, самое главное – она выдает проекты не под конкретных строителей, а готовит пакет тендерной документации, с которым может работать любой строитель”. Качество архитектурного проекта изначально другое: это более адекватный путь. Второй момент: строителей выбирают, исходя из четких понятий – цена, качество, сроки, рекомендации, архитекторов же находят по пониманию стилистики, здесь играет больше творческий, нематериальный фактор. Михаил Иванов: “Если держать архитекторов у себя в штате, то они будут “закрывать” лишь небольшой спектр, мы попросту не сможем удовлетворять всех заказчиков. И третья причина, по которой, полагаем, неразумно смешивать два этих ремесла: архитектор – все же представитель заказчика. Он делает проект и ведет его, осуществляя “авторский надзор” над строителями. А если строители будут организовывать архитекторов-дизайнеров, то связь между заказчиком и строителями теряется”.
Типология участников рынка, на первый взгляд, прозрачна: проектные институты специализируются на городских объектах, малые архитектурные фирмы занимают значительную и относительно стабильную долю рынка частных и офисных интерьеров, большинство имеет в среднем 3-5 сотрудников (2 директора-архитектора, один бухгалтер, проектировщик), реже 10-15 человек, остальные игроки – бесчисленная орда свободных “художников” самого разного профиля и происхождения. В регионах мало-помалу формируется своя лига профессионалов, однако пока три четверти “громких” и бюджетных проектов выполняют столичные мастера. “Причина в том, что московский уровень, несомненно, выше, здесь фирмы начинают ощущать друг друга, и “теснота”” положительно сказывается на качестве дизайн-проектов, заказчику есть из чего выбирать”, – рассказывает Михаил Иванов.
Цена пространства
В этой отрасли за прошедший десяток лет обозначились вполне конкретные расценки на работы дизайнеров, проектировщиков, архитекторов, декораторов. Сформировался спектр услуг, которые способны оказывать архитекторы и дизайнеры заказчику: это “объект под ключ”, “проект до гвоздя”, разовые работы, разработка макета или только проектирование и визуализация. Офисные помещения, а также бутики, рестораны некоторыми игроками считаются более интересными и денежными – больше бюджет, а соответственно и проценты, свобода творчества.
Идеальна ситуация, когда есть некое помещение (типовые квартиры в панельных и монолитных домах, элитные квартиры, коттеджы, офисы), которое необходимо обустроить, и возникают четыре персонажа: Заказчик – заказывает музыку, Архитектор – старается привести планировку объекта в соответствие с желаниями Заказчика, Строитель – совершает акт воплощения придуманного архитектором, и, наконец, Дизайнер – исправляет все, что плохо нарисовал архитектор и построил строитель. В жизни нередко многое смыкается, но Заказчик и Исполнитель, как правило, остаются. Они-то вместе и проходят по всем уровням и кругам рая или ада, в зависимости от сложившихся обстоятельств и характеров обеих сторон.
Однако свобода творчества (ибо и сама отрасль является наполовину производством, наполовину креативным процессом) остается, в том числе и в отношении self-promotion: хороший дизайнер берет за работу столько, за сколько способен свой труд продать. За проценты от строительства или за гонорар. “Имя” и “брэнд”, неважно – частного архитектора или бюро, здесь не пустой звук, и хорошее портфолио – это прямые инвестиции в светлое архитектурное будущее. Некоторые скептически настроенные специалисты уверены, что тут царит дух “друг моего друга” – “классный дизайнер”, “раскрученные” профи зарабатывают гораздо больше собратьев по цеху. Есть в архитектурной среде и “откат”, когда дизайнер получает проценты, сотрудничая с поставщиками строй- или отделочных материалов. Проворные дизайнеры-предприниматели создают целую сеть таких партнеров, от поставщиков сантехники до строительных бригад, за выбор именно их товара или услуги получая скромные проценты.
Некоторые игроки не скрывают – определить цену не просто, очень индивидуально рассчитывается каждый проект. Вот что говорят в “Первом макетном цехе”: “Каждый наш макет – это штучная вещь, поэтому мы не говорим здесь о конкретных ценах. Мы не скрываем, что производство макета – трудоемкий и дорогостоящий процесс, но никогда не берем лишних денег, уже по ходу подсказываем клиенту, на
чем можно сэкономить”. Диапазон цен действительно очень широк: разница между 20 и 100 долларами за квадратный метр ощутима, однако вполне объяснима – это цена репутации и профессионализма, помноженных на талант и знакомства.
В принципе условия позволяют сосредоточиться исключительно на проектировании, выполнении функций представителя заказчика и традиционном авторском надзоре за строительством. Как правило, прибыль зависит от объема и масштаба выполняемых заказов, сложности работ, поэтому выручка может различаться на несколько порядков. “Иногда “выход” заказа – 10 тысяч долларов, но возиться с ним приходится три месяца, а то и полгода, – сетует Наталья Клешнина, частный дизайнер-архитектор. – Недавно договорилась на подготовку дизайн-проекта будущего коттеджа в Крыму, невысокая стоимость работ (5 долларов за квадратный метр) окупается теплым апрельским солнышком”. По опыту действующих дизайнеров, одновременно можно вести 2-3 проекта, не больше. И то если речь идет о типовых “квартирных” проектах в панельных домах. Коттедж и монолитные “площадки” – это трудоемкий процесс, который требует мобилизации и постоянных поездок. Подготовка полного пакета документации дизайн-проекта – достаточно нудная работа, без терпения, повышенного внимания и профессиональных навыков здесь не обойтись. Однако кто сказал, что во главе таких успешных бюро и студий стоят архитекторы или выпускники Строгановки? Вовсе нет, ваша задача – организовать бизнес, проинвестировать его запуск и искать заказчиков (как нередко происходит в рекламном креативном агентстве). Расходы на штат из 3 человек (бухгалтер, архитектор, чертежник) составят 1 500 долларов в столице и около 1 200 в регионах. Прибавьте к этому аренду офиса (100-200 долларов в месяц), затраты на лицензию и оргтехнику (см. далее). Параллельно можно искать субподрядчиков – бригаду строителей. “Работать со “своей” бригадой очень удобно, – уверена Наталья Клешнина, – за качество можно отвечать полностью, а процесс легко контролировать”. Бригады бывают русские, югославские, эсэнгэшные и интернациональные. Задача архитектора – ознакомить со стилем работы, любимыми материалами, типичными проектами. Гораздо легче выбирать строителей для конкретных клиентов под конкретные заказы по ценовому уровню (средний уровень одного квадратного метра общестроительных работ – от 350-450 долларов) и исполнению (около трех месяцев на 150-метровую квартиру).
Я в дизайнеры пойду
Прежде чем идти, нужно решить куда. Это зависит от склонностей, образования (художественного, архитектурного) либо от конъюнктуры рынка. Так, проектировщик, дизайнер-архитектор “окучивают” среду человеческого обитания. Дизайнеры-оформители или, говоря русским языком, декораторы доводят ее до ума, затем подключаются дизайнеры по интерьеру. Еще одна возможная сфера применения талантов – ландшафтный дизайн и оформление выставок. Выставочные дизайнеры обычно берут 5-10% от стоимости монтажа. Учитывая, что выставки в среднем “стоят” от 50-200 тысяч долларов, один заказ прибавит около 5 тысяч честно заработанных евро или больше. Иногда используется другая система ценообразования – когда за единицу берется квадратный метр, и проценты господина оформителя считают исходя из этой цифры (от 60 до 100 долларов). Как видим, море возможностей для человека, обладающего такой тонкой материей – вкусом, набитой рукой, и владеющего искусством облагораживать наш мир.
Начинать можно интуитивно – строительство идет, квартиры есть, а интерьеров нет, значит, нам туда. Есть и другой путь, который избрала два года назад саратовская фирма “ZODчество”, заказав НИЦ “Миромак” небольшое исследование конкурентного окружения (досье на функционирующие архитектурные организации), потенциала рынков архитектурных, дизайнерских и ремонтно-отделочных услуг как в корпоративном секторе, так и в секторе физических лиц (динамика, характеристики и тенденции, мотивация лиц, принимающих решения о выборе фирмы, выполняющей архитектурные, дизайнерские и ремонтно-отделочные работы; выявлены характеристики подобной фирмы, наиболее значимые для руководителей саратовских предприятий, максимально эффективные коммуникационные каналы для воздействия на целевой рынок, проанализированы позиции конкурирующих брэндов). И хотя затраты на такое исследование составляют около 1 500-5 000 долларов и выше, компания вышла на незанятые привлекательные сегменты рынка и значительно увеличила прибыль благодаря “точечному” попаданию.
Проектировать дома – бизнес не капиталоемкий. Чтобы организовать свой скромный “архитектурный” бизнес, грандиозных вложений не требуется – дизайнеры-свободные предприниматели обходятся без офисных трат, работая дома и порой без лицензии. Бюро или студию положение обязывает иметь лицензию на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений (а получить ее, по мнению игроков, не так уж сложно) и офис не только и не столько из-за юридического статуса, а скорее из имиджевых соображений. “Архитекторы – это прежде всего идеи. Если подходить к бизнесу серьезно, а не “сшибать деньгу”, то офис – олицетворение их идей. Он должен быть интересным, не просто набором комнат, где сидят мальчики и девочки-проектировщики. В нем должны быть качественный и необычный дизайн, хорошая мебель”, – убежден Михаил Иванов, генеральный директор “Бау-Групп”.
Компьютеры и программное обеспечение – вот основные затраты начинающего дизайн-бюро. Хороший компьютер стоит около 3 тысяч долларов, плюс принтеры, сканеры и программы (в России, по понятным причинам, в основном контрафактные).
Кроме того, есть три вещи, на которые стоит обратить особое внимание на старте и в дальнейшем развитии небольшого архитектурно-дизайнерского бюро (обустройство коттеджей и дизайн квартир или офисных помещений). Это – управление, проектирование и работа с клиентом.
Вообще же российский рынок дизайна, значительная доля которого находится в тени, тем не менее постепенно приобретает структуру, свойственную развитым странам: наибольшее количество компаний занимается промышленным дизайном (82%), графическим (60%), дизайном мультимедиа (16%) и дизайнерскими исследованиями (около 20%). Дизайн среды и интерьера занимает в этой галерее ни много ни мало – 48%. По данным Министерства строительства и архитектуры, разработка дизайн-проекта обходится сегодня в 4-5% от общей стоимости ремонтно-строительных работ (включая затраты на строительные материалы). На Западе же доля интерьерного дизайн-проектирования в цене несравненно выше – как минимум 10%.
Как все происходит: достойные идеи, достойная технологическая проработка.
Предпроектное предложение: выясняются концепция и детали
На первой встрече после рекомендации, как обычно и бывает в архитектурно-дизайнерской практике, клиент знакомится с портфолио (то есть набором разработанных, осуществленных проектов) дизайнера-архитектора. Если ваша кандидатура заказчика устроила, можно делать эскизы нескольких вариантов, пытаясь выразить на бумаге то, чего хочет клиент. Дальше – план БТИ или работа замерщика и составление обмерного плана; полученные параметры лягут в основу дизайн-проекта.
Договор на проектирование
Договор необходим, чтобы все требования были прописаны, только так вы можете застраховаться от восклицаний: “я так вижу” и “такого не говорил никогда!” Дизайн-проект – это комплект документации, максимально отражающий характеристики будущего жилья, модель, в которой учтены все пожелания заказчика. На этапе обдумывания заказчик может вносить коррективы в замысел дизайнера, рабочим же удобнее работать по грамотно составленным чертежам. Эскизный проект, как правило, включает обмерный чертеж с привязкой инженерных коммуникаций, варианты планировочных решений, схематичный план расстановки мебели, план пола с указанием типа покрытия, план потолка (без размеров и разрезов), план размещения сантехники без привязки выпусков, перспективы помещений, выполненные в программе ArchiCad. Консультации по выбору мебели, сантехники, напольных, настенных и потолочных покрытий в каждое помещение, плюс совместные поездки в поисках этих материалов (впрочем, по свидетельству самих дизайнеров, иногда
они предпочитают ограничиться подготовкой пакета и несколькими выездами). Такое обслуживание приносит обычно около 10-15 долларов за квадратный метр обустраиваемой жилплощади.
Рабочий проект и авторский надзор
Разработка рабочего проекта и проекта инженерных коммуникаций – следующие этапы работы, оцениваются они обычно тоже каждый в 5-10 долларов за метр. Визуализация в программе 3D Studio Max позволяет клиенту не только узреть свое обиталище, но и побродить по нему, поиграть с цветами, практически ощутить, где он будет жить. Декорирование и ландшафтный дизайн (если речь идет о загородном коттедже) – не всегда входят в обязанности архитектора-проектировщика, он может работать с субподрядчиками либо предоставить клиенту самому выбирать исполнителей. Однако авторский надзор – очень важная услуга, которая, во-первых, оплачивается дополнительно (10 долларов) и ее, по идее, должен оказывать каждый профессионал, взявшийся за гуж, – понятие в этой среде растяжимое. Одному достаточно создать пакет документации и один раз появиться на месте, получить деньги за проект и отправиться в дальние края со спокойной совестью. Другие, более сознательные творцы следят за процессом воплощения строителями своих идей, и это, разумеется, положительно влияет на их имидж и отношения с заказчиком. Не жалейте времени, ведите проекты, и заказчик вас не забудет. Архитектурный рынок, ко всему прочему, очень специфичен: огромную роль на нем играют рекомендации прежних клиентов, наличие связей во всевозможных бюрократических средах. Частные заказы – это, как правило, доступ к конфиденциальной информации об уровне доходов и прочих тонкостях клиентской биографии. Любую деятельность лучше сдавать поэтапно, соответственно же брать с клиента деньги. Однако надо помнить, что проект после согласования с заказчиком становится обязательным для исполнения документом и в конфликтных ситуациях является единственным доказательством вашей невиновности.