Если вы счастливый обладатель нового дома за городом и задумали создать свой сад, на вас сразу обрушивается уйма вопросов. Один из них – какие растения поселить в саду и как их расположить? Чтобы они не болели, хорошо росли и доставляли радость. Конкретных рецептов здесь не существует. Современный сад стал садом индивидуального выбора, творческим решением его автора. И все же есть схемы, знание которых облегчит вам задачу. Направления современного ландшафтного дизайна предусматривают объединение растений в садовые композиции по одному из нижеприведенных принципов.
В сезонных композициях акцент делается на объединение в одну группу наиболее характерных растений сезонов. Каждый сезон характеризуется особой погодой, температурой, и, конечно, растениями. Своеобразная зеленая эстафета их пробуждения, цветения, плодоношения остается неизменной в природе. Любители наблюдать смену сезонов выбирают для сада растения – своеобразные маяки, свидетельствующие о смене одного периода другим. Так, цветение калины в первой декаде июня говорит о наступлении молодого лета и начале бурного цветения кустарников – бузины, шиповников, береслектов, спирей. В народе за обилие свежей листвы и бурный рост растений этот сезон еще зовут “зеленым шумом”.
Сезонные “маяки” – это, как правило, яркие и хорошо всем знакомые представители российской флоры. К ним можно добавлять и неместные виды растений, подходящие по облику, срокам вегетации и прочим условиям. Главное, чтобы группа выглядела естественно, пик ее декоративности строго укладывался в заданные временные рамки, а совокупность декоративных признаков отражала особенности текущего сезона. Например, удачно подобранная группа из кустарников, деревьев и трав, обладающих осенней расцветкой листвы, буквально преобразит сад в пасмурные октябрьские дни.
Группы растений из одних и тех же мест обитания составляют основу географических композиций. В таких случаях для садовода важны сведения о происхождении – чтобы получился настоящий кусочек дальневосточной тайги, гор Кавказа, или еще какого-нибудь своеобразного уголка земли. Если говорить о флоре России, то из-за суровости континентального климата древесных растений и лиан для географической композиции наберется не очень много, а вот травянистые многолетники представлены богато. Для разных районов России такими растениями-эмблемами в составе садовых групп могут стать береза, черемуха, рябина, сибирская сосна, гречиха, рожь, лен, ландыш.
Биологическими называются композиции, основанные на общих ботанических особенностях видов, то есть группы, состоящие из представителей близких видов и их сортов. Например, в розарии мы встретим множество видов роз различных видов, сортов и оттенков, штамбовых, кустовых, плетистых. Не менее интересны композиции из вечнозеленых растений, в частности, хвойных, составленных по этому же принципу. Красиво сочетание разных сортов кленов. Набирают популярность вересковые сады. К биологическим композициям относят группы из душистых растений луковичных, однолетников, лиан, кустарников, медоносов, лекарственных трав, сад-”съедобный ландшафт”.
Диапазон возможностей такой компоновки довольно богат. Вместе с тем, составление композиций по биологическому принципу имеет существенные ограничения. Во-первых, в декоративном плане разные сорта и виды должны гармонировать между собой. Во-вторых, некоторые близкородственные виды, несмотря на свою похожесть и родство, произрастают в совершенно разных экологических условиях и по этой причине никак не могут соседствовать. Например, лесные виды колокольчиков предпочитают влажные почвы в полутени, а горным видам требуется обилие ультрафиолета и безупречный дренаж.
Композиции, учитывающие сходство требований растений к условиям произрастания, называют экологическими. В таких случаях при выборе растений ориентируются на требования к освещенности, влажности почвы и воздуха, механическому составу, питательности и кислотности почв. Царственная роза порадует вас цветением только на солнечном месте, а нежный тенелюб папоротник ни за что не потерпит солнцепека. Хвойные предпочитают гумусную почву с примесью песка, хосты – влажную глинистую, рододендроны – кислую торфяную. Какие бы изысканные композиции мы не задумывали, растения ни за что не изменят своего характера. В большинстве композиций, даже не претендующих на экологические, эти требования растений учитываются. Иначе рядом могут оказаться гармонично сочетающиеся по другим признакам, но несовместимые по экологии виды.
Вот примеры экологической композиции: влаголюбивые астильбы, баданы, папоротники, лилейники и примулы переносят затенение и тяжелую глинистую почву. Высаженные на одной клумбе в тенистом влажном уголке, они не доставят вам много хлопот. Засухоустойчивый чубушник и спиреи хорошо растут под березами, и это тоже пример “добрых соседей”.
Поскольку речь все же идет о гармоничных, то есть представляющих определенный художественный образ сочетаниях, настоящими экологическими композициями следует считать те, где собраны растения степи, предгорий, альпийского сухого или влажного луга, ширколиственного леса, ельника, вересковой пустоши, болота, берега ручья и т.п. Иначе говоря, собраны растения из определенного природного ландшафта, характеризующегося конкретным спектром условий произрастания.
Перечисленные выше виды композиций построены на природных особенностях растений и наиболее приближены к естественным условиям произрастания. Эти принципы должны быть учтены и при создании приводимых ниже фантазийных композиций, основанных на многовековых традициях садового искусства.
Тематические композиции из растений объединяют виды с общими традициями применения. В “бабушкином саду”, согласно этому принципу, будут высажены флоксы, пионы, мальва, рудбекии, примулы, левкои, астры, незабудки, маргаритки, фиалки, сирень, чубушник. В “экзотарии” соберутся все виды, облик которых в сравнении с привычными глазу растениями кажется необычным, экзотическим. Таковы фитолакка, илилаконос, клещевина, канна, аралия. В “классическом саду” соберутся излюбленные садовые культуры – розы, лилии, флоксы, пионы, ирисы. В “диком саду” – модные “дикари”: папоротники, колокольчики, злаки, астильбы.
Стилистические композиции продолжают традиции работы с растениями в классических садах прошлого и настоящего. Эти группы относятся к тому типу садовых красот, чья типичность, узнаваемость и неоригинальность составляет их главную прелесть. Например, безусловно узнаваемы модные сейчас японские сады с собственным неповторимым стилем. Извилистые дорожки, композиции из камней на мелком гравие, покрытые мхом валуны, каменные фонари, живописные берега водоемов. Клены, сосны, бамбуки и злаки, фигурно постриженные зеленые насаждения, преобладание вечнозеленых – это и есть типичная картинка японского сада. А уютную атмосферу английского деревенского сада воспроизводят яркие рокошные цветники, бордюры из лаванды и манжетки мягкой.
Компоновка растений на основе их форм и расцветки позволяет создавать художественные композиции. В них, как правило, не учитываются биологические и географические аспекты. Так, композиции, основанные на формах крон и кустов, называются архитектурными. Помимо селекционных форм растений с заданной формой кроны, в этих группах применяется стрижка и фитопластика (увивание лианами объемных конструкций). Для архитектурной композиции выбирают растения с декоративной листвой, минимумом сезонных эффектов и контролируемым ростом. В хорошо спланированных садах такие группы составляют “скелет” садовых посадок, служат фоном для более сложных композиций.
Композиции, построенные на сочетаниях оттенков зелени листвы или хвои, называют колерными. Как правило, в таких группах цветоносы у растений удаляют, чтобы не нарушать гармонии цвета листвы. Но цветение, как компонент композиции, может быть учтено при ее создании. Сюда же можно отнести и монохромные сады, в которых предпочтение отдается одному цвету, например, красному, белому, синему.