Что происходит на питерском рынке?

Что происходит на питерском рынке?

Модифицированные ССС стали известны нашим строителям сравнительно недавно. Эти материалы появились на отечественном рынке в середине 1990-х годов, с приходом в Россию таких фирм, как: “Оптирок” (Финляндия, торговые марки “Ветонит” и “Серпо”), “Атлас” (Польша), “Кнауф” (Германия). Первые российские производители смесей в нашем регионе появились в то же время. До пресловутого кризиса 1998 года рынок Санкт-Петербурга был поделен между марками смесей, выпускаемых за рубежом (главным образом, “Ветонит” и “Атлас”), и продукцией заводов группы “Кнауф”.

В тот момент отечественные производства находились в стадии становления. Сложно судить, как сложилась бы их судьба, но резкое подорожание импортной продукции (в 3 раза за несколько месяцев), с одной стороны, и уже укрепившаяся к тому времени привычка строителей пользоваться смесями, с другой, заставили потребителей обратить пристальное внимание на российские ССС. Начиная со второй половины 1998 года, продажи отечественных смесей неуклонно растут. На сегодняшний день российские марки занимают большую часть рассматриваемого рынка.

В ходе опроса сотрудников строительных фирм Санкт-Петербурга (февраль-март 2003 года) было выявлено, что наиболее популярные сегодня марки ССС – “Ветонит”, “Плитонит” и “Кнауф”. Их применение отметили свыше 60% респондентов. Группа лидеров сформировалась несколько лет назад. В течение 2001–2002 годов совокупная доля рынка, занимаемая этими марками, не менялась и составляла около 70%, однако надо отметить, что в прошлом году смеси концерна “Оптирок” уступили первое место по объемам продаж продукции под известной торговой маркой “Плитонит”, которая выпускается в Петербурге.

Немало потребителей у смесей “Крепс”, “Петромикс”, “Атлас”, “Смесилыч” (“Сертолит”), а также у молодой марки “Форвард”. В разных ассортиментных группах смесей популярность марок различна. Так, наиболее часто используют клей для плитки “Плитонит” (точнее, “Плитонит В”), тогда как в группе шпатлевок лидерство продолжают сохранять материалы под маркой “Ветонит”. В целом, наиболее сильные позиции у отечественной продукции пока в группе плиточных клеев, хотя и другие смеси российского производства привлекают все больше потребителей.

Одна из особенностей рынка ССС Санкт-Петербурга заключается в том, что, за вычетом импорта, он практически полностью занят продукцией, произведенной на питерских же предприятиях. В плане ассортимента рынок сухих смесей Санкт-Петербурга – насыщенный. По состоянию на февраль текущего года на нем конкурируют смеси не менее 40 производителей, и это — не считая специализированных ССС (гидроизоляционных, огнеупорных и т. п.).

В последние 2–3 года рынок ССС Петербурга и области повышался на 15–20% в год в натуральном выражении. Другими словами, за 2000–2002 годы он увеличился примерно в полтора раза. В эти годы основной причиной роста было возрастание объемов строительных и, главным образом, ремонтно-строительных работ. Судя по всему, существенного увеличения использования смесей “на единицу работ” в рассматриваемый период уже не происходило. В этом смысле рынок ССС Санкт-Петербурга можно считать одним из наиболее зрелых в России.

Спрос на продукцию различных производителей повышается с разной скоростью. Если у некоторых предприятий выпуск за 2002 г. увеличился в несколько раз, то другие отметили умеренный рост в пределах 10%. С другой стороны, объемы поставок импортных смесей практически не изменялись в течение последних двух лет. На фоне увеличения емкости рынка это означает сокращение доли импортной продукции, то есть процесс импортозамещения, начавшийся в 1998 году, продолжается и по сей день. В 2002-м с рынка “ушли” две марки сухих смесей – “Абсолют” и “Атлант”. Событие знаковое, поскольку до этого момента число марок и предприятий-производителей в регионе только пополнялось.

Еще одна особенность петербургского рынка – заметно меньшее, чем во многих других регионах, использование немодифицированных смесей (гарцовки, цементно-песчаных смесей и т. п.). В ходе опроса никто из строителей Санкт-Петербурга не указал, что использует только простейшие смеси. Подобный опрос, проведенный в 2002 году в Москве, показал, что почти 20% столичных строительных фирм ограничиваются гарцовкой. По-видимому, объяснение данного факта кроется отнюдь не в экономических причинах: в этом случае, напротив, стоило бы ожидать обратного результата.

Простейшие смеси на цементной основе в Санкт-Петербурге производятся всего 4 фирмами и в небольших количествах, тогда как, например, в центральном регионе число таких предприятий измеряется не одним десятком и, самое главное, простейшие смеси там выпускаются еще с советских времен. Другими словами, строители Москвы и прилегающих областей привыкли к их использованию. Для питерских же строителей гарцовка – это, прежде всего, известковая смесь, – что само по себе ограничивает сферы ее применения.

Тем не менее, около 2/3 опрошенных профессионалов Санкт-Петербурга все же отметили применение гарцовки наряду с модифицированными смесями. Однако большинство из них использовали этот материал в меньших количествах, чем модифицированные смеси. Стоит ли ожидать дальнейшего вытеснения простейших смесей современными? По крайней мере, этот процесс не будет быстрым. Современные ССС присутствуют в регионе почти 10 лет, их использование давно вошло в практику строительных фирм и ремонтных бригад, но даже за такой срок не привело к полному отказу от дешевых материалов.