Специалисты отмечают следующую тенденцию: если в сегменте конструкционных материалов превалирует отечественный продукт, то в продукции для отделочных работ ситуация сложнее. Чем более высокотехнологичный материал или компонент, тем чаще это импорт.
«В этих сегментах рынка российским производителям крайне сложно конкурировать с западными концернами, – считает Александр Бойко, заместитель руководителя испытательно-исследовательского центра строительных материалов, изделий, конструкций ГУП «НИИМосстрой». – У них есть опыт, современное оборудование, высокая производительность труда, широкий ассортимент и постоянное обновление продукции».
По мнению Бориса Аронова, главного инженера Проектного института № 2 (г. Москва), предпочтение отдается иностранным отделочным материалам, потому что зарубежные производители предлагают несравненно более широкий выбор, разнообразную цветовую гамму, специализированный подход. Например, за рубежом есть четкое разграничение материалов: для бытового и профессионального использования, для детских и медицинских учреждений и т.п.
Есть также определенный психологический аспект, ведь еще с советских времен у нас «импортное» было фактически синонимом слову «качественное».
«В целом ситуация неоднозначна. Есть позиции стройматериалов, в которых заказчики однозначно выбирают импорт, – комментирует Александр Насонов, генеральный директор ремонтно-строительной компании «Додомик». – Если половина клиентов руководствуется исключительно экономией средств и выбирает продукцию российских производителей, то другая – качеством и дизайном, считая, что всё, сделанное за рубежом, лучше».
С начала 2000-х гг. отношение к импорту неуклонно меняется. Появляется всё больше отечественных производителей, предлагающих конкурентоспособную продукцию. По данным «Агентства строительной информации», в группе материалов и изделий для ремонта и отделки (лакокрасочных материалов, облицовочных изделий из природного камня, линолеума, керамической плитки, сантехники) доля импорта за последние годы сократилась более чем в 2 раза и составляет 20-30%.
Однако есть и исключения – например, на рынке ламината доля продукции отечественных предприятий составляет всего около 35%.