Высокие темпы строительства в России требуют постоянного развития отрасли производства кровельных материалов, в результате чего ежегодно их номенклатура пополняется технологическими новинками.
Требования, предъявляемые к ним – достаточно высоки. Идеальным материалом считается тот, который обладает определенным набором характеристик: надежностью, высокой устойчивостью к атмосферным воздействиям, экологической и противопожарной безопасностью, эстетичностью, легкостью монтажа, простотой эксплуатации и, конечно, длительным сроком службы.
Тенденции современного домостроения таковы, что архитекторы довольно часто в своих проектах используют сложные кровельные конструкции. Именно такие сложные формы кровли, с множеством башенок, ендов и ребер пользуются особой популярностью у застройщиков. При реализации таких проектов незаменимым средством становится гибкая битумная черепица.
В настоящее время наблюдается стремительное увеличение спроса на этот материал в сфере коттеджного строительства. Динамика роста рынка битумной черепицы в этой сфере заметно выше, чем металлочерепицы. В 2006 году для данного вида строительства было израсходовано около 92,1 % совокупного объема потребления гибкой черепицы в России, что составило около 5,5 тыс. м2.*
На объекты гражданского и коммерческого (торговые и развлекательные центры) строительства израсходовано около 470 тыс. м2.* Современная битумная черепица производится по новейшим технологиям. Именно этот материал является одним из самых эффективных кровельных покрытий: он герметичен, не подвержен коррозии, гниению, расслоению, обладает отличной звукоизоляцией; предоставляет неограниченные возможности для архитектурных решений: обладает широким спектром цветов и рисунков, легко принимает требуемую форму.
Уникальность его свойств определяется структурой. Основа такой черепицы – стеклоткань, на которую на обе стороны нанесен модифицированный битум. Лицевая сторона покрыта каменной (минеральной) крошкой, определяющей цветовую гамму кровли и выполняющей защитную функцию.
Нижняя сторона черепицы – слой самоклеющегося модифицированного битума. Более дорогостоящий и эффектный материал – гибкая черепица, облицованная медным листом. Это покрытие класса “люкс” имеет более сложную структуру.
В зависимости от производителя гибкой черепицы, материал отличается структурным содержанием, а также качеством включенных в состав компонентов.
По сведениям Академии Конъюнктуры Промышленных рынков*, российский строительный рынок битумной черепицы представлен следующими отечественными и зарубежными производителями: “TEGOLA”, “Icopal”, “RUFLEX”, “ТехноНиколь”, “CERTAINTEED”, “ONULINE US SHINGLES”, “IKO”, “PIKIPOIKA”, “УралКровля”, “Люберит”, “Рязанский Картонно-рубероидный завод”.
Уникальные свойства гибкой черепицы за последние несколько повысили спрос на этот вид материала в несколько раз. Только в период с 2005 по 2006 год потребление гибкой черепицы на российском рынке увеличилось на 32,6 %. Тенденция к увеличению спроса стала толчком к развитию производства в России.
В 2004 году в Подмосковье открывается завод, где внедрены все технологические инновации и научные разработки корпорации “TEGOLA”, накопленные за десятилетия успешной работы по производству битумного материала. Производственные мощности завода “TEGOLA-РуфингПродактс” позволят не только удовлетворять запросы внутреннего рынка, но и экспортировать продукцию.
В конце 2005 года открывается новый завод по производству битумной черепицы “SHINGLAS” корпорации “ТехноНиколь”. В настоящее время на территории России действует 5 предприятий, занимающихся производством гибкой черепицы.
Сегодня емкость российского рынка битумной черепицы в натуральном выражении составляет 6,6 млн. м2.
За период 2005-2006 года внутреннее производство битумной черепицы увеличилось на 76,8 %, по итогам 2006 года составило 5 940 тыс. м2, в то время как импорт материала за этот период уменьшился на 39,5 %, что соответствует 1020 тыс. м2. При этом доля импортной продукции, потребляемой на рынке России снизилась на 15,3 %, составив около 15,5 %*.
По прогнозам специалистов, импорт битумной черепицы в 2007-2010 годах будет продолжать свой курс на снижение объемов поставок, что связано с увеличением объемов внутреннего производства и постепенным замещением зарубежной продукции отечественным материалом.
Быстрое и успешное развитие производства битумной черепицы в России сказалось на объеме экспорта. Объем экспортируемого материала увеличился в ушедшем году на 51 %, что соответствует 380 тыс. м2. В 2006 году доля экспортируемой продукции в совокупном объеме внутреннего производства увеличилась на 3,9 %, составив по итогам года -6,4 %*.
В ближайший период количество экспортной продукции будет планомерно расти, что связано с перспективным развитием – увеличением объемов производства на территории России. Так, завод “TEGOLA-РуфингПродактс”, в силу особенностей подготовительного периода, работает пока на половину своих мощностей, но уже к концу 2008 года предприятие планирует увеличить объемы производства до 5 млн. м2 в год. В 2007 году на территории России компания “Icopal” планирует открытие своего завода по производству кровельных материалов. Крупнейшим потребителем российской битумной черепицы является Украина, на нее пришло около 67 % всего экспорта.*
На сегодняшний день, на российском рынке, где действует 5 производителей битумной черепицы, самым крупным является компания “TEGOLA”. Ниже представлены рыночные доли производителей битумной черепицы в 2006 году.*
Только за 2006 год компания выпустила продукции около 3 млн. м2, что составляет более половины совокупного объема всей гибкой черепицы. Занимая лидирующие позиции на европейском рынке гибкой черепицы, и имея 30-летний опыт работы в этой области, корпорация “TEGOLA-CANADESE” определяет высокие стандарты качества продукции.
Так, при производстве гибкой черепицы “TEGOLA” применяется базальтовый керамизированный гранулят трех разных фракций, тем самым, гарантируется сплошное покрытие черепицы, прочность его соединений, как следствие, долговечность, а также стойкость и неизменность цвета черепицы во времени.
Соответствие самым высоким требованиям, предъявляемым со стороны строителей и архитекторов, ставит продукцию “ТЕГОЛА” вне конкуренции. Успешная работа на российском рынке обеспечивается за счет того, что “TEGOLA” стала первой в России производственной компанией строительного профиля, полностью ориентированной на клиента, представляющей не только высококачественный материал, но и европейский уровень сервиса. В настоящее время “TEGOLA” активно развивает сеть региональных представительств по всей стране, обеспечивая значительную долю реализации собственной продукции на внутреннем рынке России.
Компания “ТехноНиколь” занимает вторую позицию в рейтинге производств, выпустив около 2,5 млн. м2 битумной черепицы, что соответствует 42,1 % общего объема производства.
Развитие рынка гибкой черепицы неразрывно связано увеличением темпов коттеджного строительства, его доля в общем сегменте домостроения стремительно растет. Кроме того, постепенно происходит замещение металлочерепицы битумной.
В связи с чем, ожидается, что к 2010 году совокупное потребление этого вида материала увеличится более чем на 111 % и составит около 14 млн. м2, среднегодовой темп роста потребления составит около 20 %, а объемы внутреннего производства.
В ближайшие годы рынок битумной черепицы в России будет и дальше активно расти и развиваться: произойдет заметное увеличение объемов внутреннего производства и сокращение доли импортной продукции в совокупном объеме потребления материала.
*Отчет маркетингового исследования “Российский рынок битумной черепицы”// Академии Конъюнктуры Промышленных рынков. – 2006
Статья предоставлена отделом рекламы и PR ЗАО “ТEГОЛА”