Анализируя развитие российской жилой архитектуры на протяжении последних двух веков, можно отметить ее поразительную скромность и даже застенчивость. Сколь роскошными у нас строились дворянские усадьбы, дворцы и церкви, столь же однообразными и невзрачными были частные и казенные жилые дома.
В советское время в этом плане мало что изменилось. Стандартизация и стремление к дешевизне строительства породили целые кварталы безликих «хрущевок» и «брежневок». В индивидуальном домостроении всё было так же тоскливо.
Классические деревенские срубы, изредка отделанные деревянной вагонкой, кирпичные домики для более обеспеченных граждан – вот и все варианты. Причинами тому являлись скудный выбор строительных и отделочных материалов, а также нежелание домовладельцев выделяться из общей серой массы.
И лишь к концу 1990-х годов наметился очевидный сдвиг – частные дома перестали быть просто жилой площадью и начали восприниматься как еще один способ самовыражения домовладельца. В понимании современного человека, жилище должно быть отражением его эстетических вкусов, образа жизни и собственного понимания комфорта.
На смену однообразным традиционным домам пришли яркие и оригинальные проекты. Конечно, россияне не могли не обратиться к богатому архитектурному наследию Европы.
Альпийские шале, средиземноморские виллы, строгие очертания английской классики – всё это можно встретить сейчас в российских коттеджных поселках. Даже такой традиционный материал, как дерево, получил второе рождение. Архитекторы не ограничились срубами и брусовыми домами, спроектированными в соответствии с современными представлениями о просторном и удобном для жизни доме, а начали произвольно сочетать дерево с облицовочным камнем и кирпичом, штукатурными фасадами и прочими новыми материалами, появившимися у нас всего 10-15 лет назад.
«Если раньше россияне не обращали внимания на эстетику жилых построек, то сегодня они придают этому большое значение, – отмечает Елена Геркул, исполнительный директор проектной организации «Партнер». – Наши клиенты стали лучше разбираться в стилях, не боятся экспериментировать, классику «разбавляют» элементами модерна или минимализма. Это касается и внешней, и внутренней отделки. Можно предлагать заказчику весьма нетрадиционные архитектурные идеи и не бояться быть непонятым».
Даже те, кто не желает тратиться на индивидуальный проект дома, сейчас имеют возможность выбирать буквально из тысяч всевозможных готовых вариантов на любой вкус и кошелек. Благодаря широкому распространению программ трехмерного проектирования теперь весьма просто внести те или иные изменения в готовый проект, начиная от цветовых решений фасада и заканчивая очертаниями кровли, наличием пристроек и прочими мелочами, позволяющими сделать дом уникальным.
Экстерьер частных домов претерпел серьезную эволюцию и из-за изменившегося отношения к окнам. Ушли в прошлое узкие «амбразуры», сквозь которые едва проникал дневной свет.
«Сейчас люди хотят впустить в свои дома как можно больше света.
Остекление стало занимать всё большую часть фасада (не менее 25-30% площади внешних стен), широко применяются панорамные окна от потолка до пола, позволяющие максимально использовать дневное освещение, – говорит Лев Минуллин, директор по развитию компании PROPLEX. – Стали пользоваться большой популярностью такие архитектурные элементы, как эркеры и светлые остекленные веранды. Вкусы и представления людей о комфортном и уютном жилье меняются, в соответствии с ними развиваются и оконные конструкции».