Олег Дерипаска создает цементный холдинг. Как стало известно “Ведомостям”, “Базэл” построит два цементных завода – в Рязанской области и Красноярском крае, а также ведет переговоры о приобретении второй по величине компании отрасли – “Новоросцемент”.
Олег Дерипаска нашел новое направление для инвестиций. “Базэл” выделил цементный бизнес в отдельный проект и будет развивать его как самостоятельное направление“, – сообщил “Ведомостям” управляющий директор компании по строительству и стройматериалам Артур Маркарян. По его словам, сейчас компания рассматривает возможность строительства двух цементных заводов: в Красноярском крае и Рязанской области.
Рязанский завод будет построен на крупном месторождении известняков, которое досталось Дерипаске в составе недавно купленной им компании “Моспромстройматериалы”. На месте не работающего с 1998 г. Серебрянского цемзавода его прежний владелец “Штерн-цемент” собирался построить завод мощностью 1 млн т в год, однако в 2004 г. продал этот актив, не найдя заемного финансирования. “Базэл” рассчитывает на завод мощностью более 1 млн т, говорит Маркарян. Знакомый с проектом участник рынка утверждает, что разведанные запасы месторождения дают возможность построить завод, выпускающий до 3 млн т цемента в год. Второе производство (мощностью, по словам Маркаряна, тоже более 1 млн т) планируется организовать на Ачинском глиноземном комбинате (Красноярский край), входящем в “Русал”.
Дерипаска собирается не только строить цемзаводы, но и покупать их. “Ведомостям” удалось ознакомиться со стратегией “Базэла” в цементной отрасли. Она предполагает приобретение холдинга “Новоросцемент”. Это вторая по объему выпуска цемента компания в России – в 2005 г. произвела 3,5 млн т (1-е место занимает “Евроцемент груп” Филарета Гальчева – российское производство в 2005 г. составило 20,5 млн т).
ОАО “Новоросцемент” владеет тремя заводами в Краснодарском крае: “Пролетарий”, “Октябрь” и “Первомайский”, которые суммарно могут производить около 5 млн т цемента в год. На долю “Новоросцемента” приходится до 90% российского экспорта цемента. Компания интересна и близостью к черноморскому побережью: ей самой и аффилированным с ней фирмам принадлежит здесь около 1000 га земли, рассказывает сотрудник “Новоросцемента”. “Покупка предприятия позволит занять стратегическую позицию не только в цементной отрасли, но и развивать в Новороссийске такие бизнесы, как хранение и распределение нефтепродуктов, поставка на экспорт сжиженного газа”, – считает собеседник “Ведомостей”. По его расчетам, все активы “Новоросцемента” стоят более $1,5 млрд. “Тройка Диалог” в декабре 2005 г. оценила цементный бизнес “Новоросцемента” в $851 млн.
“Новоросцемент” сегодня стоит не более $400 млн“, – утверждает участник рынка, знакомый с ситуацией в компании. “Здесь есть дисконтирующий фактор: важнейший карьер “Кубаньвзрывпрома” закрыт, а деятельность руководства сейчас проверяет прокуратура”, – объясняет он. В мае этого года Ленинский суд Новороссийска вынес решение приостановить деятельность цементных заводов из-за нарушений противопожарной безопасности, однако до закрытия производства дело не дошло. Сотрудник “Новоросцемента” считает, что за этими действиями стоят заинтересованные в приобретении холдинга структуры, пытающиеся таким образом сбить цену.
“На цементном рынке сейчас всего один крупный игрок. Если программа “Доступное жилье” будет реализована в объявленных масштабах, то уже с 2008 г. строители ощутят острый дефицит цемента”, – говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Себестоимость производства цемента в России ниже европейской в два раза и составляет около 900 руб. за 1 т, говорит сотрудник “Новоросцемента”. А продается он не менее чем за 2000 руб.
Цементная стратегия “Базэла” предусматривает увеличение производства до 9 млн т в год.
“В секторах, где Дерипаска присутствует, он обычно не довольствуется вторыми ролями. Если у него поставлена стратегическая цель, то он будет стремиться к лидирующему положению”, – отмечает Агибалов. Так произошло с металлургическим бизнесом и автопромом. В 2000 г. Дерипаска начал скупку автопромышленных активов с “Павловского автобуса” и Горьковского автозавода, тогда же создал дочернюю компанию “Руспромавто”. Сейчас под управлением этого холдинга, по его собственным данным, производится 80% российских автобусов и 56% грузовиков. Начав деятельность в металлургическом бизнесе гендиректором Саянского алюминиевого завода в середине 1990-х, сегодня Дерипаска владеет 75% “Русала” – третьей в мире компании по объему выплавки алюминия после Alcoa (США) и Alcan (Канада).
Источник: http://www.vedomosti.ru