По данным Федеральной антимонопольной службы, дефицит цемента в России летом, когда строительство в разгаре, достигает 10-20% от объемов производства (в 2006 г. – 54,7 млн т). Цена на цемент за этот год выросла вдвое, сейчас на Московской фондовой бирже она составляет 4212 руб. за 1 т (около $170). Ввод новых мощностей (их, по данным “Атона”, заявлено 73 млн т) требует времени.
Казалось бы, дефицит должен компенсироваться импортом. Действительно, по информации Федеральной таможенной службы (ФТС), ввоз цемента в Россию ежегодно удваивается, в 2006 г. он составил 663 000 т (рост на 81%). А с учетом Украины и Белоруссии – 1,2 млн т, указывает Лев Чесалов из ГК “Русмет”. То есть импорт составляет всего 1-2% рынка.
Дело не в импортной пошлине, которая сейчас составляет всего 5%. Андрей Кушниренко, замдиректора департамента торговых переговоров МЭРТ, обещает, что законопроект об отмене и этой пошлины будет принят в ближайшее время.
Директор департамента ценообразования в строительстве Ассоциации строителей России Павел Горячкин утверждает, что поставлять цемент в Россию способны две страны – Турция и Китай. В Китае цемент стоит около $90 за 1 т, рассказывает глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. В Турции – $115, привезти его морем в Краснодарский край стоит еще около $15 за 1 т, говорит Чесалов. Директор по исследованиям Abarus MR Вера Никольская оценивает стоимость доставки по железной дороге в $15 за 1 т на 1000 км.
Но Турция, которая в 2006 г. экспортировала 5,5 млн т, в Россию поставила всего 36 000 т, а Китай, который вывез 36 млн т, – всего порядка 60 000 т (данные Чесалова и ФТС). Аналитик “Атона” Елена Мязина указывает на то, что в Турции тоже дефицит: в 2005 г. экспорт был больше – 7,4 млн т.
Руководитель блока промышленности стройматериалов “Интеко” Михаил Богуш называет основным препятствием для увеличения импорта проблемы с транспортировкой: железнодорожных терминалов по перевалке цемента катастрофически не хватает. С ним согласен председатель совета директоров ОАО “Сухоложскцемент” Максим Сотников. По его словам, ввозить большие объемы из Китая невозможно, так как там всего два-три пограничных перехода, где можно перегружать цемент. А в российских портах нет специальных терминалов, где можно было бы принимать навальный цемент.
Источник: http://www.vedomosti.ru