“Северсталь-авто” объявила о планах строительства дилерской сети в начале прошлого года. Компания искала партнера для проекта – ему отводилась роль покупателя земельных участков под дилерские центры. Землю планировалось выделить в отдельную компанию, контрольный пакет которой “Северсталь-авто” планировала отдать партнеру. Покупка участка составляет 20-30% стоимости дилерского центра, оценивает гендиректор строительной компании “Штрабаг” Александр Ортенберг.
Теперь “Северсталь-авто” решила действовать в одиночку, рассказал гендиректор и совладелец компании Вадим Швецов. Потенциальные партнеры, в том числе иностранцы, ждали возврата на вложенный капитал на уровне 50%, говорил он, а это делало бессмысленным весь проект. Если партнеры хотят видеть отдачу на вложенный капитал на уровне 50%, это означает, что они претендуют почти на всю прибыль проекта, считает директор по региональному развитию “Автомира” Сергей Вятченков. Швецов не сказал, с кем вел переговоры.
Изменилась и концепция развития сети компании – она будет делать акцент на регионах, говорит Швецов. Уже в феврале-марте “Северсталь-авто” откроет первый центр в Подмосковье, где под одной крышей будут собраны все выпускаемые ею бренды – “УАЗ”, Fiat, SsangYong, Isuzu. В этом году планируется открыть еще два похожих салона в двух крупных городах России, рассказывает Швецов, все они будут строиться вместе с сервисными центрами: “Кто предложит лучший сервис, будет преуспевать”. По замыслу “Северсталь-авто” в ее центрах будет обслуживаться как минимум 10% легковых машин, выпускаемых компанией, и 50% грузовых.
“Мы больше потратим времени на то, чтобы им объяснить, как надо, нежели построим свою сеть”, – объяснял весной Швецов необходимость создания собственной сети в интервью. Но пока собственные дилерские сети в России есть только у нескольких автопроизводителей. “АвтоВАЗ” владеет долями в 130 дилерах. Группа “Сок”, которая выпускает на “Ижавто” автомобили Kia и вазовские модели, владеет рядом дилерских центров Kia и мультибрендовыми салонами по всей России. В 2005 г. в Москве собственный автосалон “Mercedes-Benz центр” открыла DaimlerChrysler.
В мировой практике около 10-15% дилерских центров принадлежат производителям, говорит аналитик ИК “Капитал” Михаил Пак, – они задают стандарты обслуживания другим дилерам. К тому же при достаточных объемах “Северсталь-авто” через дилерскую сеть может снять сливки с продаж своих автомобилей. Это положительно отразится на рентабельности компании, думает Пак.
Но вложения окупятся нескоро, предупреждают эксперты. Строительство 1 кв. м дилерского центра в Москве обходится в $1200-1500, т. е. центр площадью около 10 000 кв. м может обойтись компании в $12-15 млн, посчитал Ортенберг. С этой оценкой согласился Вятченков. В регионах строительство дешевле – максимум на 10-15%, говорит Ортенберг. Средний срок окупаемости дилерского центра – около пяти лет, а торговый центр без сервиса будет окупаться дольше, полагает Вятченков.
Источник: http://www.vedomosti.ru